Крест остается

Крест остается
Многие из вас, дорогие братья и сестры, придя в это воскресенье в наш храм на Мессу, удивятся, не увидев на стене над главным алтарем огромного, дубового с золотом, креста. Он был снят в минувший понедельник, а прямоугольник на стене алтарной апсиды снова стал нежно-голубым, как рассветное небо.


Не пугайтесь, с Божьей помощью мы не останемся «без Креста». К тому же, небольшое Распятие стоит на дарохранительнице центрального алтаря и сейчас. И, как каждый из нас, кто Великим постом готовится встретить победу Христову, наш храм тоже замер в ожидании. Ожидании возвращения большого алтарного Распятия, главного символа евхаристической Жертвы и нашего Спасения.


zdjecie krzyza


Когда-то над главным алтарем нашей базилики возвышалось огромное, более 3,5 метров высотой, бронзовое Распятие работы выдающегося русского скульптора Ивана Петровича Витали. А на стене апсиды, за крестом, находился заалтарный образ Мистического обручения святой Екатерины. Кирпичный, облицованный цветным итальянским мрамором, престол был разобран сразу после закрытия храма, в 1938 году, а Распятие исчезло бесследно. И рано было думать о Распятии до установки постоянного престола, да и боязно, ведь заменить Витали почти невозможно. Но у Бога свои чудесные планы, и некоторое время тому назад известная петербургская реставрационная компания «Коринф» предложила нашему храму изготовить алтарное Распятие в подарок.


nowy krzyz


Иван Витали создал за свою жизнь три Распятия, но ни одно из них не сохранилось. Старые фотографии храма все показывают алтарь издали, и многие детали на них попросту не просматриваются. Например, видно, что ноги Господа прибиты ко Кресту двумя гвоздями, читается форма таблички и набедренной повязки, но совершенно не видно лика Христа, в муке склонившего голову набок. Поэтому перед скульптором стояла весьма непростая задача – попытаться реконструировать произведение выдающегося мастера. Для работы над фигурой Христа использовались изображения Суда Пилата и сцены бичевания Господа Иисуса на северных вратах Исаакиевского собора, исполненные Витали. Когда готовую гипсовую модель привезли в нашу базилику и на краткое время укрепили над алтарем, это было поразительное зрелище – идеальные пропорции, восстановленные по фотографиям, удивительное соответствие всему храму, а главное: новая скульптура – не подделка, не имитация, а произведение поистине религиозного искусства.


chrystus


Новое Распятие будет исполнено из меди методом гальванопластики, чтобы облегчить нагрузку на старые своды, и установлено там, где и должно быть – над дарохранительницей главного алтаря. Сейчас оно «растет» в удивительных ваннах, и надеемся, что уже к Пасхе займет свое место. Тогда будет праздник, тогда будут названы имена всех мастеров, работавших над этим проектом. А наш большой крест временно уезжает в приход Посещения Пресвятой Девой Марией святой Елизаветы, на Минеральную улицу, но когда-нибудь вернется обратно и займет свое место в нашем музее, ведь он был с нами больше 10 лет. На его оборотной стороне написаны имена делавших и ставивших: «Март-апрель 2001. Изготовлено в СРК «Пассим». Столяры: А. И. Виноградов; И. А. Петров. Резчик: И. М. Мельничук. Позолотчики: Е. А. Иванова; В. И. Головко; З. В. Акатова. Маляр: В. Попова. Слесаря: А. В. Васильев; А. А. Гусев». Дай им всем, Боже, здравие и благополучие. И помоги всем, кто ныне трудится для украшения нашего храма.


Очень правильный цвет у прямоугольника на стене алтарной апсиды. Когда-нибудь, даст Бог, на ней снова будет образ святой девы и мученицы, вверяющей себя Христу и Его Пречистой Матери. А сейчас на ней – рассветное небо, ожидающее прихода Того, Кто Крестом Своим победил смерть и даровал всем верующим в Него жизнь вечную.


А. Е. Медведева