Начну с бытового и провокационного примера.
Вам никогда не случалось петь в ванной? Ну, конечно же, нет. Вы люди приличные. В местах, предназначенных для омовения, вы омываетесь, а в местах, предназначенных для пения – поете. Кроме того, вы щадите нервы родственников, которые легко могут принять ваши рулады за крики о помощи и ворваться в самый неподходящий момент.
Обычно человек принимает душ голым. У меня есть определенные подозрения, что так поступают не только миряне, но даже священники (хотя многие из них честно признавались, что у них Бог в дУше). Я несколько неуверенна в отношении сестер и монахинь, но уважение к достоинству посвященной жизни не позволяет пускаться в ненужные инсинуации.
И вот представьте себе: голый человек в душе поет. Русский рок, грегорианский хорал или последний хит Кристины Агилеры – совершенно неважно.
Какие умозаключения и глубоко философские выводы мы можем сделать, глядя на эту картину? (Разумеется, глядя лишь духовными очами, ибо подглядывать нехорошо).
Описанная мной ситуация, как бы это ни показалось странным, аналогична поведению человека, отправившегося в пустыню. Побродив какое-то количество времени среди песков и колючек, человек изнашивает одежды, модным покровом облегавшим его тело, и оказывается голым, уязвимым и незащищенным (Не всем повезло так, как Марии Египетской, по легенде укрывавшейся собственными волосами то ли от капризов погоды, то ли от любопытствующих взглядов). Начиная Великий пост с разными героическими порывами, довольно скоро сталкиваешься с собственной уязвимостью и зависимостью от самых прозаических обстоятельств: погоды, ритма работы, настроения – своего и окружающих… Пост – время наготы. Она далеко не всегда приятна. Можно ее устыдиться и поискать фиговое дерево, а можно подумать, как с помощью Божией сделать со своей человечностью что-то позитивное.
Итак, с голым человеком все ясно. А что же там с песнями? В пустыне, как и в ванной, мы одни. И поэтому, в каком-то смысле — в безопасности. Нет никого, кто смотрел бы оценивающим взглядом ни на мое тело, ни на мое исполнительское искусство. Нет судей и нет образцов, с которыми невольно себя сравниваешь. Даже если ваши ближние столь корректны, что не рапортуют о собственных «постных» достижениях, внимательный глаз всегда заметит, как хорошо, духовно и молитвенно постятся все вокруг и какой ты сам, в сущности, балбес.
Закрывание за собой двери, ведущей в пустыню, дает независимость, как выразился поэт, «от мнений света». Рискуя вызвать критику, добавлю – в том числе свободу от церковных стереотипов. В пустыне нет дорог, нет проторенных путей, вообще нет людей – приходится прокладывать тропинку самому. Возможно, она окажется кривой. Но узнает об этом только Бог.
И, чтобы завершить тему пения….
В прошлый раз я вспоминала историю Иакова и Рахили – пары, долго ожидавшей воссоединения, но в остальном вполне счастливой. Сегодня перед Вами предстанет гораздо более странная чета.
Пророку Осии Господь дает жестокое повеление: «Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда». Пророк слушается. Доставшаяся ему дама по имени Гомерь не только регулярно рожала детей с необычными именами, но и без стеснения бегала за любовниками, оставив законного супруга. В какой-то момент своих похождений она остается у разбитого корыта и решает вернуться к мужу, «ибо тогда лучше мне было, чем теперь». И только Гомерь начинает мечтать об устроенной спокойной жизни, как Господь смешивает карты. Он ведет ее в пустыню, сперва объясняя это желанием наказать за грехи распутной молодости. Однако наказание оказывается столь же странным, как и другие детали истории. Господь говорит:
«Вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверии надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей». (Ос.2:14-15)
Обретенное в пустыне покаяние – очищение – возвращение к первой любви – возвращение утраченной чистоты и невинности – оборачивается песнью «в преддверии надежды». Идущая из глубины сердца песнь освободившейся от уз греха души, в пустыне, пред лицом Господа.
Анастасия Паламарчук