Члены рабочей комиссии и эксперты сравнили оригиналы и копии скульптур с аттика базилики

В рабочей комиссии приняли участие специалисты КГИОП,  СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры», настоятель католического прихода Святой Екатерины Александрийской о. Томаш Вытрвал, представители ООО «РМ «НАСЛЕДИЕ» и ООО «Коринф», а также эксперт Министерства культуры РФ, реставратор высшей категории Владимир Бубнов, скульптор-реставратор, член Союза Художников России Павел Игнатьев, и.о. генерального директора Союза реставраторов Санкт-Петербурга Игорь Марухин, главный хранитель Государственного музея городской скульптуры Вера Рытикова. Члены комиссии пришли к выводу, что работа выполнена на высоком профессиональном уровне.

Напомним, для решения вопроса о копировании был созван реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно, поскольку деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды. Аттик базилики также находится в неудовлетворительном состоянии.
На основании заключенного между СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» и ООО «Реставрационная мастерская «НАСЛЕДИЕ» государственного контракта от 17.11.2015г. на выполнение работ по копированию скульптур и скульптурной группы и заявлений ООО «Реставрационная мастерская «НАСЛЕДИЕ» в  соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации  №  811 от 30.07.2012 г.  КГИОП  выдал разрешения ООО «РМ «НАСЛЕДИЕ» (подрядчиком) и ООО «Коринф» (субподрядчиком) на право проведения работ по копированию, которые продолжались меньше месяца.

Процесс создания копии можно разделить на 3 основных этапа:

1. Работы по снятию формы (5-6 дней):

— нанесение разделительного слоя на оригиналы скульптур;

— нанесение силикона на поверхность скульптур;

— создание фиксирующего кожуха для предотвращения деформаций при отливке;

— снятие кожуха и силикона с оригиналов;

— промывка подлинных скульптур после формовки от разделительного слоя.

Для проведения работ по изготовлению силиконовых форм используются каучуки холодного отверждения, утвержденные методикой.

2. Работы по отливке (1-2 дня):

— сборка готовой формы;

— подготовка композитного материала, изготовление «замеса»: подборка нужного количества наполнителя (смолы, мраморной крошки, пигментов);

— отливка копий скульптур из искусственного мрамора;

На отливку копии одной скульптуры в среднем уходит около суток. Данный процесс должен проводиться беспрерывно, поэтому при необходимости работы могут проводиться и в ночное время.

3. Работы по доводке поверхности копий (6 дней):

— снятие кожуха и силикона с копий, извлечение готового изделия;

— доводка поверхности, устранение технологических швов идентичным материалом, замывка поверхности отливки от «липкого слоя» и т.д.;

— тонировка поверхности копий для имитации поверхности старого камня.

Процесс по изготовлению копий скульптур может вестись параллельно на нескольких скульптурах.

Спецификой описанного метода прямого копирования является невозможность получить изделие, отличающееся от оригинала. Все основные параметры скульптур (высота, ширина, толщина), а также все нюансы авторской пластики и даже выветренность исторического камня переходят в копию. Для того чтобы избежать передачи значительных дефектов поверхности и многочисленных утрат с поверхности оригинала применяют так называемую «двойную формовку», как это происходило с центральной группой «Поклонение кресту».
Слухи о фактическом изменении размера копий относительно размера подлинных скульптур несостоятельны и связаны с уточнением размеров скульптур при подготовке конкурсной документации на выполнение работ по копированию.
Первоначальная документация составлялась на основе обмеров 2013 года, когда скульптуры еще находились на разрушающемся аттике римско-католического храма Святой Екатерины в ограниченном доступе. При корректировке проектной документации на изготовление копий производились множественные поперечные замеры по огибу каждой скульптуры в условиях мастерской.
В результате уточненных замеров сметная стоимость работ, производимых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, была уменьшена со 123 млн. руб. до 45 млн. руб. Используемые расценки соответствуют выполняемым работам по согласованной методике. Работы по копированию предполагают создание точных копий скульптур (т.е. 1:1). Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок и Комитет государственного финансового контроля (03.11.2015 г. и 02.11.2015 соответственно), рассмотрев жалобы заявителей, не нашли оснований для аннулирования конкурса. «Процесс восстановления храма идет не первый год, и мы смогли убедиться, что контроль КГИОП за качеством проводимых работ осуществляется на высоком профессиональном уровне, поэтому высказывания об ангажированности решений,  либо о снижении требований к работам в ущерб качеству, считаем  надуманными,” – отметил настоятель прихода о.Томаш Вырвал. Копии будут установлены на аттик базилики после выполнения реставрации фасадов, крыши и находящегося в неудовлетворительном состоянии аттика базилики. Пользователь объекта, католический приход Святой Екатерины Александрийской в установленном порядке подал заявку на выделение в 2016 году финансирования в рамках федеральной целевой программы «Культура России». В настоящее время решается вопрос о передаче подлинника скульптурной группы «Поклонение кресту» на ответственное хранение в Государственный Эрмитаж, место хранения оригинальных скульптур евангелистов еще не определено.
Скульптурное убранство с аттика фасада объекта культурного наследия федерального значения «Храм римско-католический Святой Екатерины» (Невский пр., между домами 32 и 34) включает четырех евангелистов  — Иоанна, Луки, Матфея, Марка (каррарский мрамор, 1760-1780-е; высота от 2.85 до 2, 90 см.) и скульптурную группу «Поклонение кресту» с двумя ангелами (каррарский мрамор, 1760-1780-е), поддерживающими металлический крест (латунь, восстановление 1990-х годов), у подножия которого — два барельефа, изображающие лики херувимов.

Материал перепечатан с сайта Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Ссылка на статью

Оставьте комментарий