Может ли католичка заниматься беллиденсом?

27. Сентябрь 2013

Культура, Статьи.

Может ли католичка заниматься беллиденсом?
Этот вопрос можно расширить. Может ли католичка исполнять, преподавать этот танец и участвовать в конкурсах? Все эти вопросы будут отнюдь не праздными. И не только потому, что сейчас беллиданс или, как его еще по-другому называют, танец живота есть в расписании любого спортивного клуба. У этого направления достаточно длинная история, которая подразумевает языческие и исламские корни.


Попробуем все разложить по полочкам и разобраться. Считается, что восточный танец возник еще в глубокой древности. С этим нельзя не согласиться. Некоторые движения, которые мы связываем с танцем живота, можно встретить даже на древнеегипетских изображениях. Дело в том, что ритмичные движения под барабанные удары с покачиванием бедрами можно встретить в традициях культа плодородия у многих народов. И египтяне здесь не исключение. Греческие вакханки также не чурались весьма «соблазнительных» танцев. Считается, что сочетание древней египетской и эллинской традиций породило так называемый танец Семи Покровов. Предание связывает его с Иродиадой и ее дочерью Саломеей. Девушка исполняла при дворе иудейского царя Ирода танец, который мы бы сейчас назвали стриптизом, и за это получила голову Иоанна Крестителя на блюде. Проблема в том, что танец с таким названием действительно существовал. Он носил чисто ритуальные функции и символизировал нечто совсем противоположное стриптизу. Это был танец чистоты, который исполняли, в том числе на свадьбах. Символика его проста. Четыре элемента: огонь, земля, вода и воздух. И три основы сущего: тело, душа и дух. Когда танцовщица сбрасывает один из покровов, это знаменует собой очищение. При этом она не остается перед восторженной публикой обнаженной. Ведь покровы – это всего лишь покрывала, символические детали туалета. Об этом танце можно найти упоминание еще во времена крестоносцев, которые, видимо, и исказили подлинную суть увиденного.


В странах Востока практически у каждой народности был свой танец, связанный с покачиванием бедрами и соблазнительными, по представлениям современного человека, движениями. Тем не менее, с приходом ислама все эти танцы постепенно и бесповоротно уходят на женскую половину дома. Теперь их исполняют женщины и исключительно в женской компании. Из ритуального танец становится, с одной стороны, простым развлечением, а с другой подготовкой женщины к исполнению своих супружеских обязанностей. В гаремах нет специальных педагогов по танцу живота. Учатся, глядя друг на друга. Что дает такой танец? Улучшение кровообращения малого таза, укрепление мышц нижней части тела и т.п. Откуда берутся движения? Многие из них просто имитируют окружающую жизнь. Волнообразные движения тела, например, как бы повторяют движения человека, едущего на верблюде.


А старые восточные танцевальные традиции постепенно перекочевывают на территорию Европы. Их приносят цыгане, уходящие от исламского влияния. Они останавливаются в районе Кордовы и Андалузии. И на базе привезенных ими традиций появляется фламенко и менее известный среди широкой публики танец «Андалузия».


И все-таки вплоть до середины XIX века в восточном танце сохранялись некие ритуальные моменты, которые теперь были связаны с исламом. Многим знаком танец турецких дервищей, бесконечно кружащихся вокруг своей оси. Цель этого танца – приведение себя в экстатическое состояние. Аналогичный «крутящийся» танец имел и свой женский вариант. Кроме того, в рассказах путешественников мы можем встретить упоминания об особом танце, исполняемом женщинами и имитирующим процесс родов. Задачей этого танца была также введение женщины в экстатическое состояние. Сильное напряжение мышц малого таза, усиливающее приток крови к матке, активные потряхивания головой – все это чисто физиологически должно было вызывать определенное возбужденное состояние. Некоторые исследователи говорят, что подобные практики пришли от мусульман Индии, находившихся под очень сильным буддитстким влиянием.


Впрочем, неистовые кружения современному танцу живота не свойственны. Как и резкие спазматические движения. Танец живота - это плавность, которую нужно сохранить даже при убыстряющемся ритме. Тем не менее, и в современном танце живота сильны индийские влияния. Здесь нужно отметить, что все дело в том, к какому направлению принадлежит тот или иной преподаватель, или инструктор. Хотя нередко, особенно если речь идет о фитнесс-центрах, девушка, проводящая занятия по танцу живота не особенно разбирается во всех этих хитросплетениях. В ее задачу входит хорошее самочувствие танцующих, поэтому движения направлены на нагрузку определенных мышц, а не на создание какого-то танца. Совсем другое дело школы танцев. Стоит повнимательнее присмотреться к педагогу. Если она ведет еще и йогу или преподает индийский танец, можете не сомневаться, наличие некоторых, весьма незаметных невооруженному глазу, техник будет присутствовать. Например, нужно будет складывать руки определенным образом и определенным же образом подносить их к лицу, потому что это улучшит энергетику танца. Вы не столкнетесь с подобным у представительницы «египетского» направления. Несомненно, педагог объяснит, что в восточном танце принято прижимать большой палец к среднему и при этом добавит, что это делает зрительно руку длиннее, а значит, придает большую красоту движениям. И в этом есть определенная шутка истории, поскольку мало кто знает, что египетская школа – это измененная до неузнаваемости индийская языческая, еще до буддисткая традиция, которую в X веке цыгане принесли в Египет и которая там потеряла свои «магические» корни.


Сейчас восточные танцы становятся все более популярными, поэтому у нас в стране можно встретить представителей практически всех возможных направлений. Среди непосвященных обывателей танец живота, конечно, в первую очередь известен как танец турецких ресторанов, зрелищный и сексуальный. Впервые подобного рода выступление состоялось в 1889 году. Это было несомненное влияние европейской цивилизации на восточную ментальность. Танец гаремов, танец женщин становится зрелищем. Здесь следует отметить, что этнические танцы все-таки коллективные, в то время как теперь речь идет о зрелищном сольном танце. В 1893 году впервые такое шоу было показано в Чикаго. Его рекламой стала французская фраза: «Dance du Ventre», танец живота. Так это словосочетание вошло в обращение. У этого направление есть и второе название, беллиданс. Оно появилось от измененного «Baladi». Это слово переводится как «родина, родной город». И указывает на уже упоминаемое древнее «гаремное направление», которое исполняется женщинами и для женщин. Сейчас беллиданс называют также кабаре, чтобы подчеркнуть именно его зрелищную природу.


Одной из основоположниц этого направления была Бадия Масабни, открывшая в Каире ночной клуб, по примеру тех, что были в Европе. Многие говорили что это – Мулен Руж Востока. Считается, что именно она создала тот танец живота, который мы сейчас привыкли видеть в ресторанах и на восточных шоу. Сольный женский довольно эротический танец. Именно она ввела змеевидные движения руками. А ее последовательницы стали использовать змей и другие аксессуары. Голливуд активно популяризировал это направление, придавая ему все более зрелищные формы.


Что же делать католичке, стоящей перед расписание в фитнесс-клубе и смотрящей на проходящих мимо женщин, позвякивающих восточными поясами? В первую очередь вспомнить о том, что монетки пришиты на пояс именно для того, чтобы движения выполнились правильно. Равномерность их позвякивание и угол движения позволяют определить инструктору, смотрящему со стороны, правильно ли выполняется упражнение. Во-вторых, поинтересоваться использует ли этот педагог элементы индийского танца, которые практически всегда несут на себе элементы религиозных практик. И в-третьих, просто поинтересоваться квалификацией преподавателя.


На самом деле танец живот приносит много пользы: укрепляет позвоночник, улучшает кровообращение, особенного малого таза, помогает избежать варрикоза и т.д. Эти занятия помогают раскрепоститься и почувствовать свою женственность. В этом смысле католичка, как и любая женщина, может исполнять этот танец. А вот стоит ли переходить грань с его исполнением и где эта грань находится? Это уже другой вопрос, связанный с совестью конкретного человека. Как и вопрос: до какой степени стоит обнажаться во время занятий и публичных выступлений?



А. Гольдина