Рождество Христово: догмат веры и календарная дата
(тезисы лекции 5 декабря 2009 г.)
1. Календарь и догматика.
В праздничных национальных календарях мы находим не только указание на чествование обществом важнейших исторических событий, отражающих государственные приоритеты, славных мужей и героев, но также зримое богослужебное выражение важнейших религиозно-богословских истин. Огромную роль здесь играет тип религии и народная ментальность. Так, в еврейском календаре единственным средоточием был Яхве, Бог Творец и Промыслитель (поэтому чествовался только Он, Его спасительные деяния в истории избранного народа). Римляне называли обожествляемого императора “Отцом Отечества” и “Спасителем”. Для христиан же Спаситель (греч. Сотэр) — это Иисус из Назарета, воплотившийся и вочеловечившийся Сын Божий, ставший Сыном Человеческим.
Таким образом, христианские праздники — не просто памятные даты (мы не знаем точных дат даже рождения Христа и Его распятия!); они служат для нас “фактическим исповеданием веры… Рождение Христа …составляло один из основных, если не самый основной догмат веры. Родившийся Христос — это явление Бога во плоти. Около Его рождения от Девы вращается вся надежда и вся жизнь Древней Церкви” (Смирнов Ф. Происхождение и значение праздника Рождества Христова. Киев, 1883, с. 22, 123).
Во II-IV вв. появляются праздники, выражающие этот догмат Боговоплощения: 1) Епифания (”Явление”), или Теофания (”Богоявление”) — на Востоке, 2) День Рождения Господа (Dies Natalis Domini) — в Римской Церкви и 3) несколько позднее (V-VI вв.), праздник, посвященный 40-му дню земной жизни Господа (Сретение Господне, Praesentatio Domini), который можно назвать “Отданием Рождественского цикла”. Сразу же возникает вопрос: почему на Востоке долго не хотели праздновать День Рождения Спасителя, особенно в Иерусалимской Церкви?!!!
2. День рожденья — “грустный праздник”?
Так поется в одной детской песенке. Для язычников — нет; это праздник веселый! В древнем Риме день рождения — главный праздник. А день рождения императора — даже праздник государственный. И не только в Риме. “Больше всех дней персы чтут день своего рождения”, — отмечал Геродот (История I:133). Боги даруют тебе жизнь, вводят в этот мир, и ты можешь многого добиться. Дерзай!
Для евреев — да; грустный. Библия — книга воспоминаний о делах Творца. Только Его деяния по отношению к народу записывались и ежегодно воспоминались богослужением и пиршеством, т. е. становились праздниками. “Добрые деяния людей, как и сами они, принадлежат Богу; только зло составляет достояние человека, с которым он рождается в мир. И в то время как язычники в дне рождения полагали источник счастья, иудеи видели в нем начало и причину всех скорбей и страданий и проклинали его” (Смирнов, с. 8).
”Отверз Иов уста свои и проклял день свой.
<...>
И сказал:
“Да сгинет день, в который я рожден,
и ночь, что сказала: “зачат муж!”
<...>
Зачем не умер я при исходе из чрева
и не сгинул, выйдя из недр?
<...>
Тогда лежал бы я дремля,
спал бы и был в покое”” (Иов 3:1-3, 11, 13).
Вопросы риторические, это вопросы-упреки. Ответ отрицателен. Справедливости можно (?) добиться только в земной жизни.
“Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику… Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем” (Экклезиаст 9:2-6). Так говорит Библия!!!
Как видите, радоваться появлению человека на свет не приходится: его ждут скорби, а если и будет он благополучен в краткой земной жизни, то, как говорит Экклезиаст (традиционно — премудрый Соломон), — “одна участь праведнику и нечестивому”. Увы! Увы!
Интересно, кто из библейских персонажей празднует день рождения? 1) Бытие 40:20 (день рождения фараона; правда, это был “хороший” фараон, возвысивший Иосифа, но последующие фараоны стали губителями еврейского народа). 2) Вторая Книга Маккавейская, 6 гл. — иудеев водили в день рождения царя Антиоха IV Епифана (175-164 до н. э.), в состав империи которого входила Палестина, на идольские жертвы. 3) Матфей 14:6 сл. — день рождения Ирода Антипы. Его неосторожная клятва и гибель Иоанна Крестителя.
Как видите, для еврейского менталитета того времени день рождения — это крайне противоречивый день, скорее день траура, а не праздник. (Кстати, этот ветхозаветный менталитет присущ и некоторым малообразованным христианам, не празднующим день своего рождения; они наивно считают, что поступают по-православному, а на самом деле просто “иудействуют”!)
3. Рождество Христово. Отношение к нему Востока.
Если для римлян день рождения земного царя — праздник, то как же не почтить День Рождения Царя Небесного, Сына Божия?! Вероятно, римляне праздновали Рождество уже во II-III вв. В IV в. его фиксирует знаменитый римский “Хронограф 354 года”. Здесь рождение Христа отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла (т. е. 1 г. н. э.): “При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ (25 декабря) в пятницу 15-й луны”.
Во 2-й половине IV в. праздник Рождества проникает на Восток. Какова же реакция восточных христиан? Почему здесь этот римский праздник Рождества принимали с трудом? Здесь — влияние ветхозаветных тенденций, часто неосознанное. Две основные причины: 1) отношение к самому дню рождения (см. выше) и 2) опасение, что язычники могут увидеть аналогию своим мифологическим “родословиям богов”. По-гречески Рождество Христово — Геннесис ту Христу?. Но само слово геннэсис — “рождение”, “происхождение” — звучало одиозно: тут же вспоминали поэму Гесиода Теогония (”Рождение богов”) — о генеалогии богов. Но какая же “генеалогия” может быть у Нерожденного и Предвечного Бога?
Григорий Богослов — в Константинополе в 379 г. произносит блестящую по своей архитектонике проповедь (”Слово на Рождество”). Ее начальные слова были процитированы Косьмой Маюмским (VIII в.) в качестве первого ирмоса канона рождественской Утрени: “Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Воспойте Господу, вся земля…” Необходимо воссоединиться с православным Римом. Установление праздника Дня Рождения Господа — видимая победа над арианством.
Пресвитер Иоанн Златоуст в Антиохии (386-388 г.). Проповедь на Рождество. Говорит своим прихожанам: “Хотя нет еще и десяти лет, как этот день стал нам известен, но он празднуется вашей ревностью так, как будто он предан был много лет назад”. Но одновременно он порицает тех, “которые смеются тому, что Бог родился во плоти и многих простых людей приводят этим в сомнение”. Еретики (ариане) возражали против божественного рождения Сына Божия от Отца, считая Его творением. Они утверждали, что Троица — это многобожие, а рождение Иисуса как Сына Божия — язычество. Поэтому они выступали против отдельного празднования Дня Рождения Господа.
В 440-е годы празднование Рождества вводит в Палестине архиепископ Ювеналий Иерусалимский. Но закрепить его тогда не смог; праздник исчез. Это парадокс: дольше всего празднику Рождества Христова противились там, где Христос родился. Так были сильны арианские, а затем монофизитские тенденции, умалявшие человеческий аспект Боговоплощения. Прошло более века. Прочтем отрывок из послания имп. Юстиниана, озаглавленного “Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом”:
“Слышали мы, что в Иерусалиме соблазняющиеся некие не следуют учению святых книг и отцов и святое по плоти рождение Господа празднуют не 25 декабря, в какой день они совершают память Давида и Иакова, а вместе с Крещением 6 января” (Цит. по: Кекелидзе К., свящ. К вопросу о времени празднования Рождества Христова в Древней Церкви. Киев, 1905, с. 6-7, 10.). А это уже 560/1 год!!! Так трудно давалось Востоку богослужебное воспроизведение догмата Халкидонского собора (451 г.) о Бого-Человечестве Иисуса Христа, т. е. о равночестном единении в Нем этих двух несоизмеримых природ. (Заметим, что в календаре Армянской Церкви до сих пор нет праздника Рождества! Зайдите в армянский храм св. Екатерины на Невском проспекте и посмотрите богослужебный календарь.)
4. Богоявление.
А как праздновали в древнейшие времена явление в мир по плоти (рождение) Христа христиане Востока? Неужели совершенно игнорировали? Нет, разумеется. Но тема Дня Рождения (Рождества) скрывалась внутри других тем “синтетического” праздника Теофании (Богоявления) (6 января), — вероятно, египетского происхождения. Этот праздник впервые упоминается Климентом Александрийским († ок 215 г.). До V века включительно он замещал для восточных христиан праздник Рождества Христова (25 декабря). При этом Теофания имела “синтетический” характер, включая в себя гораздо больше смысловых обертонов, чем в настоящее время. Явление в мир Бога — это и рождение Иисуса в Вифлееме (явление во плоти, боговоплощение), и Его крещение от Иоанна в Иордане, когда Он впервые явил Себя Мессией (Христом) и Сыном Божиим израильскому народу, и совершенное Им первое чудо в Кане Галилейской, явившее Его божественную силу. Отдельного празднования Дня Рождения нет! О причинах этого мы говорили выше.
После принятия Востоком римского праздника Рождества Христова, смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-22
Ю. Рубан, канд. историч. наук, кандидат богословия
Фото: Юлия Иванова
ФОТОГРАФИИ ВСТРЕЧИ:
http://picasaweb.google.com/domus.orationis/BAQgeD#