В этот
день царица Анна Иоанновна подписала указ,
дозволявший построить храм на “самом” Невском
проспекте. Кавычки здесь во всех отношениях
оправданны, поскольку Невский проспект тогда
был пустынен, и в частности потому монархиня
щедрой рукой раздавала такие позволения: его
получили не только католики, но и представители
нескольких других конфессий.
На рубеже ХVШ и XIX вв. приезжавшие из-за границы гости,
слегка потрясенные таким либерализмом, называли Невский
“la rue de la tolerance” (”улицей веротерпимости” (франц.));
однако природа этого несомненного факта более прозаична.
На Невском быстро возвели маленькую церковь, и даже каменную, но временную
— замыслы постоянно разраставшейся католической колонии простирались
гораздо дальше и выше. За разработку проекта уже монументального здания
храма взялся французский архитектор Жан Валлен-Деламот; закладной камень
был положен и освящен 16 (27) июля 1763 г., то есть уже при Екатерине II.
В память об этом историческом событии была выбита серебряная медаль с
изображением царицы и латинской надписью на реверсе.(…)
Строительство шло долго по меркам той эпохи, когда даже действительно
огромные здания возводились гораздо скорее. Французского архитектора
уже не было в России, и работами руководил другой зодчий; здание было
окончательно завершено 24 февраля (7 марта) 1782 г. Задолго до этого
дня, еще в 1769 г., Екатерина издала два чрезвычайной важности
законодательных акта: о неприкосновенности храма и принадлежащих
ему других сооружений “на вечные времена” именем царицы и всех
ее преемников, а также об учреждении прихода, причем с
уточнением общего плана его структуры.
К будущему приходу Св. Екатерины должны были относиться Петербург,
Кронштадт, Ямбург (Ям, город к западу от столицы), Ревель и Рига.
Приход должен был получить шесть духовных штатов, священники должны
были принадлежать к францисканскому монашескому ордену, а следовательно,
пребывать в Петербурге только по четыре года с возможным однократным
повторением этого срока. Имуществом храма должен был управлять
избираемый прихожанами настоятель при участии восьми синдиков-по
два от представителей четырех национальностей: немцев, французов,
итальянцев и поляков. Указ устанавливал трехлетний срок
полномочий этого органа управления имуществом и содержал
также постановления относительно организации при приходе школ. (…)
7(18) октября 1783 г. состоялось торжественное освящение церкви во имя
Св. Екатерины -Девы и Мученицы.
Внешняя архитектура храма Св. Екатерины весьма напоминает итальянское
барокко, а интерьер выполнен в стиле классицизма. Установленный
посреди пресвитерия главный алтарь представляет собой куб из
разноцветного мрамора на пяти мраморных ступенях и увенчан
трехметровым крестом из позолоченной бронзы и двумя серебряными
ковчежцами в виде пирамид. Над главным алтарем находится большой
образ “Мистическое бракосочетание св. Екатерины”. На левой стороне
отдельная часовня с выложенным желтым, отделанным под мрамор
алебастром и образом “Благовещения Пресвятой Девы Марии”, 1801 г.
Внутри храма вообще беспрерывно что-то переделывали, поправляли,
улучшали и устраняли, даже еще в 1911 г. Украшениями храм никогда
не был перегружен, но образов имел много; в частности, еще образа
распятого Иисуса Христа и Ружаньцовой Богоматери в двух боковых алтарях.
По левую от входа сторону французская колония построила часовенку со
статуей явившейся в Лурде Богоматери. В свое время церковь переживала
период господства иезуитов, и после них остались образа “Явление
Богоматери Игнацию Лойоле”, “Игнаций Лойола перед папой Павлом III”.
Оба образа боковых алтарей писал зять Мицкевича Тадеуш Турецкий
(1825-1868), слушатель Петербургской Академии художеств, живший
в Петербурге с 1841до 1850 г. и затем еще в 1853-1855гг.
Помимо живописи, в храме имелись также статуи апостолов, висевший под
куполом большой бронзовый канделябр (пар герцога Максимилиана Лейхтенбергского),
роскошная дароносица, усыпанная бриллиантами, жемчугом, рубинами и сапфирами
(дар Николая I, впрочем, не единственный), кружка для сбора денег для
причастников (дар императора Иосифа II) и иные драгоценные предметы.
С 1816 г. храмом Св. Екатерины завладели доминиканцы и продержались почти до
конца столетия (до 1892 г.). Сделали они много, особенно за первую четверть
века своей деятельности. Храм обязан им расширением базы, новыми зданиями,
женской школой, более частым проведением богослужений и приданием им большей
торжественности. Доминиканцы добились права на владение значительной
территорией на Выборгской стороне-на так называемом Куликовом поле, где
было устроено (в 1856г.)католическое кладбище и воздвигнут храм Благовещения
Пресвятой Девы Марии, освященный в 1859 г.
После того как в 1892 году управление приходом и храмом полностью
перешло в руки светских властей, приходского священника стал назначать
архиепископ с согласия министра внутренних дел. Первым мирским
приходским священником был ксендз Винцентий Свидерский(1892 1893),
затем (до 1901г.)ксендз Эразм Ключевский(1831-1915). Он родился в
Каменец-Подольском, окончил там гимназию и духовную семинарию, а
в 1856 г.-петербургскую Академию. Преподавал в Каменце и Немирове;
за сотрудничество с повстанцами был сослан на каторгу, потом на
поселение и вернулся оттуда лишь спустя многие годы. Он с 1883
г. руководил в Одессе приходской школой и в Петербург приехал
в 1890-м. Последние годы жизни Ключевский провел в Плоскирове.
Его преемником на должности приходского священника (1901-1905)
был ксендз Ян Сциславский, а затем — уже последним-эту должность
занимал ксендз Констанций Будкевич.