Константин Будкевич родился 19 июня 1867 года в бедной дворянской семье. Его отец был лесничим у графа Платера и арендовал у него имение Зубры, где и появился на свет Константин. Мальчика крестили в Краславском храме 25 июня 1867 года. Семья Будкевичей вела уединенную жизнь. Отец Константина, Юлиан Будкевич, много работал и редко бывал дома, а мать занималась младшими детьми, поэтому Константин был предоставлен самому себе и рос мечтательным и замкнутым ребенком. Он любил читать и много гулял, любуясь живописной природой Латгалии. Константину очень нравился Краславский храм и торжественность богослужений, к священству он стремился с детства. В неопубликованной автобиографической повести “Левит” Будкевич рассказывает о том, что будучи ребенком, он уже мечтал о духовном сане и хотел посвятить себя служению Богу и людям.
Покровительницей Константина была София Буйнова, урожденная графиня Платер-Зыберк. Благодаря ее помощи мальчик сначала учился в Краславе у частных педагогов, а затем поехал на учебу в Царство Польское.
Уже став священником и работая в Пскове, Витебске, а потом и в Петербурге, Будкевич приезжал в родные места навестить родственников и знакомых. Память о нем в этих местах, ни при его жизни, ни после смерти, не прекращалась.
После мученической кончины о. Константина Будкевича, расстрелянного на Лубянке в Пасхальную ночь 1923 года, на Краславском городском кладбище верные сделали для священника символическую могилу — кенотаф — в непосредственной близости от часовни. В восьмидесятые годы XX века обветшавший деревянный крест был заменен на гранитный памятник.
Перед храмом св. Людовика в 30-40-е годы стоял памятник нескольким мученикам, прославившим Краславскую землю. Среди них был и Константин Будкевич. После Второй Мировой Войны памятник был уничтожен.
В храме св. Людовика у входа на кафедру находилась мемориальная доска, посвященная о. Константину. Она также была разрушена в советское время.
Однако, безбожная власть не смогла сделать самого главного — стереть память о мученике из людских сердец. Пожилые прихожане помнят рассказы родителей о священнике, до конца оставшемуся верным Церкви и передают память о нем своим детям.
Приход св. Людовика в Краславе молится о причислении о. Константина к лику блаженных и распространяет молитву о его беатификации. Прихожане рассказывают гостям храма о жизни и мученическом подвиге священника. В ближайшее время планируется установка в храме св. Людовика новой памятной доски.
Уже в двадцатые годы, вскоре после мученической кончины Будкевича, поэтесса Казимира Иллакович, хорошо знавшая Будкевича, и жившая в тех же, что и он, краях, призывала причислить священника к лику блаженных. Девяносто лет спустя этот призыв не только не утихает, но и набирает силу, как в Латвии, так и в России.
Вместе с теми, кто до нас молился о причислении о. Константина к лику блаженных, и кто уже встретил Того, ради которого стоит жить и из любви к которому мученики пролили свою кровь, помолимся и мы:
Всемогущий Боже, Сын Твой страдал и умер на Кресте ради спасения людей.
Подражая Ему, Слуга Твой отец Константин Будкевич любил Тебя всем сердцем,
верно служил Тебе во время гонений и отдал жизнь за Церковь.
Прославь его в сонме Твоих блаженных,
чтобы пример его верности и любви сиял перед всем миром.
Молю Тебя, по его заступничеству услышь мою просьбу:
……………………………………………….
Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Юлия Иванова