Построенные в 1751 -1753 годах трехэтажные дома в основном отвечали проекту Трезини. Классицистический облик домам придал А. Ринальди. Работы, начатые им в 1779 году, закончил в 1784-м И. Минчаки. На боковых фасадах пилястры большого ордера вторили построению фасада законченной в те же годы церкви. С нею дома связаны арками. Внизу проходили открытые аркады нижнего этажа (позднее застеклены, сохранились сводчатые перекрытия). В 1894-1895 годах архитектор А.А. Клевщинский надстроил здания до пяти этажей и чуть изменил фасады. Повышение объемов в значительной степени скрыло силуэт церкви.
Главный католический храм Петербурга — собор Св. Екатерины — возведен в 1763-1782 годах. Новый проект разработал в 1761 — 1762 годах Ж.-Б. Валлен-Деламот. Задуманная им композиция напоминала триумфальную арку со скульптурными группами вверху и двумя одноярусными башнями-звонницами и была выдержана в духе барокко. Начатое по этому проекту строительство было прервано в середине 1760-х годов. Работы с 1779 года возобновил архитектор, синдик этой церкви А. Ринальди, который несколько упростил замысел Баллен-Деламота. Он отказался от башен и сложных скульптурных групп, более строгим сделал рисунок фасада. После отъезда Ринальди за границу строительство закончил И. Минчаки.
Здание отодвинуто в глубину участка, как и предлагал Трезини. В плане собор представляет собой латинский крест, над средокрестием высится крупный купол на мощном барабане. В центре главного фасада — гигантская арочная ниша с двумя колоннами. Этот мотив сходен с аркой “Новой Голландии” Валлен-Деламота и вместе с тем вызывает ассоциации с сооружениями итальянского ренессанса. Ясность членений, слитность ордера со стеной, обработка поверхности большими плоскими впадинами типичны для раннего петербургского классицизма. О барокко напоминают криволинейные очертания окон и наличников, полные динамики статуи евангелистов на парапете. Изысканное оформление фасада включает так называемый “цветок Ринальди” — своеобразный автограф зодчего. Пилястры и трехчетвертные колонны композитного ордера организуют построение внутреннего пространства. Живопись была исполнена Д. Валериани, рельефные композиции — скульптором К. Альбани. Зал костела с органом славился своей акустикой.
Церковью сначала управляли бенедиктинцы, в начале XIX века — иезуиты, в 1816-1898 годах — доминиканцы. Ее посещали гости столицы: А. Мицкевич, О. де Бальзак,
Т. Готье, А. Дюма, Ф. Лист, Ж. де Местр. Незадолго до гибели А.С. Пушкина в январе 1837 года здесь венчались Ж.Ш. Дантес и Е.Н. Гончарова. В костеле были погребены: в 1798 году — последний польский король Станислав Август Понятовский, отрекшийся от престола после третьего раздела Польши в 1795 году и живший последние свои годы в России (в 1938 году прах короля перевезли в Польшу); в 1813 году — французский генерал Ж.В. Моро, участник похода против Наполеона. В 1858 году состоялось отпевание архитектора О. Монферрана. В 1897 году создана новая роспись по эскизам архитектора Г.Д. Гримма и установлены витражи рижской мастерской Э. Тоде.
В домах при церкви находились гимназия, начальные училища и приют, большая библиотека. Здесь жили в 1760-1770-х годах придворный живописец А. Перезинот-ти, в 1790-х — архитектор В. Бренна и скульптор П. Трис-корни. В конце XVIII — начале XIX века открытые галереи нижнего этажа занимали “Нюрнбергские лавки”
(”Нюрнбергская линия”), где немецкие купцы торговали книгами и письменными принадлежностями, игрушками и галантереей.
В доме № 32 с 1798 года работала книжная лавка Ф.Л. Свешникова. Позднее — магазин шоколадной фабрики, в середине XIX века — музыкальный магазин М.И. Бернара. В 1900-1910-х годах здание избрали местопребыванием Русское общество путей “Паровоз”, Первая женская аптека А.Б. Лесневской со школой лекарских помощниц, Музыкально-вокально-драматические курсы Б.В. Поллака. В доме № 34 во второй половине XIX — начале XX века находились ювелирные фирмы “Э. Кортман” и “Э. Бурхард”, Петербургское отделение Коммерческого банка в Варшаве, магазин садоводства В.К. Фрейндлиха, фотография М. Белявского.
Церковь была закрыта в 1938 году и затем использовалась под склады. Здесь же работала дирекция Музея истории религии и атеизма. В 1970-х годах началась реставрация здания, в нем предполагалось создать органный зал филармонии. Однако пожар 1984 года уничтожил всю сохранявшуюся внутреннюю отделку. В 1992 году храм передали римско-католическому религиозному объединению. Ведется его реставрация.
В доме № 32 находится магазин “Ткани” (первоначально — “Шелкотреста”, для которого интерьер был оформлен по проекту архитекторов И.А. Вакса и И.Д. Кондратьева). Основная часть здания ныне превращена американской компанией “Jensen Group” в бизнес-центр, здесь работают авиакассы разных компаний. В доме № 34 находился большой магазин грампластинок. Сейчас в здании размещаются еще один бизнес-центр, академия А. Левшинова и ряд магазинов. Площадку перед храмом облюбовали художники, продающие свои работы.
Из книги “Невский проспект”, Б.М. Кириков, Л.А. Кирикова, О.В. Петрова, Москва-Санкт-Петербург, Центрполиграф МиМ Дельта, 2004