Император Петр I, желая привлечь к строительству Петербурга лучших мастеров из Европы, обещал свободу вероисповедания всем иностранцам, которые приедут в будущую столицу Российской Империи. Католики Петербурга построили первую деревянную церковь в Греческой слободе между набережной реки Мойки, Царицыным лугом (Марсово поле) и Немецкой (ныне Миллионной) улицей на участке, подаренном дворцовым садовником Петером Ван дер Гаром. В 1710 году в метрической книге только что возникшего прихода была сделана первая запись: царь Петр стал крестным отцом новорожденного Пьетро Трезини, сына великого архитектора. С 1713 по 1719 в приходе служили иезуиты, а затем он был передан францисканцам. В 1726 году на этом месте был освящен новый храм, посвященный святой Екатерине Александрийской.
В 1737 году церковь сгорела, и год спустя Анна Иоанновна разрешила католикам строительство нового храма, на сей раз на Невской першпективе. Церковь должна была отступать от красной линии застройки, иметь форму греческого креста и соединяться с прилегающими зданиями. Строительство началось с сооружения боковых домов, в частности для того, чтобы аренда помещений приносила средства на постройку самого храма. К 1755 году эти здания были построены. Внизу расположились магазины, на других этажах — помещения, которые сдавались внаем, а также квартиры духовенства. В доме номер 34 находилась временная часовня, которая до 1783 года была единственным местом проведения католических богослужений в Санкт-Петербурге.
Поскольку у католической общины не хватало средств на строительство храма, первый камень нового храма был положен лишь 16 (27) июля 1763 года. Автором проекта был архитектор Пьетро Трезини. Из-за финансовых трудностей начало строительства затягивалось, и постройка была поручена французскому архитектору Жан-Батисту Вален Деламоту, который радикально переделал проект.
Первоначально работами по возведению храма руководил синдик прихода, архитектор Антонио Ринальди, на завершающем этапе это руководство осуществлял архитектор Минчиаки. 2 февраля 1769 года Екатерина II выдала храму “Регламент”, которым предоставляла прихожанам право на свободное совершение богослужений. Согласно документу, все здания, которые будут возведены на территории, выделенной императрицей Анной Иоанновной, отдаются на вечные времена прихожанам. Храм и все сооружения освобождались от уплаты налогов. Одновременно с этим Екатерина II подписала указ о создании католического прихода, к которому был отнесен не только Санкт-Петербург, но и Кронштадт, Ямбург, Ревель и Рига. Приход оставался в ведении Францисканцев (OFM).
Освящение храма состоялось 7 (18) октября 1783 года. Он был посвящен святой Екатерине Александрийской, деве и мученице, небесной покровительнице Екатерины II. Над главным алтарем поместили написанный известным художником Якобом Меттенлейтером образ “Мистическое обручение святой Екатерины”, подаренный храму императрицей. Храм на Невском проспекте стал главной католической святыней Российской империи. Здесь рукополагали митрополитов могилевских, здесь проходили и многие другие исторические события.
Станислав Август Понятовский Первая школа для мальчиков при приходе возникла в царствование Анны Иоанновны (1730-1740), а во время служения в храме иезуитов (1800-1815) приходская школа, размещавшаяся на Екатерининском канале (ныне Канал Грибоедова, 8) стала известной не только в католических кругах, но и среди российской знати. Здесь учились дети таких известных фамилий, как Толстые, Северины, Вяземские. Иезуиты занимались и воспитанием детей из бедных семей. В 1815 году все иезуиты были высланы из России, а в приход пригласили доминиканцев. В 1823 году в Санкт-Петербург прибыл о. Доминик Лукашевич ОР. Он открыл при приходе школу для девочек из бедных семей и сирот. Эта школа готовила будущих учительниц. В 1857 году в крипту Понятовского были помещены останки короля Станислава Лещинского. В 1921 году он был перезахоронен в королевском замке в Кракове. |
|
Пастырская работа доминиканцев приобретала все больший размах, число прихожан росло, но, поскольку монашеским орденам, действующим на территории Российской Империи, в 1842 году было запрещено принимать новых послушников, архиепископы поняли необходимость постепенного подключения к работе в приходе епархиальных священников. В 1855 году был рукоположен во священники и назначен в приход св. Екатерины св. Зигмунт Фелинский.
Собор посещали знаменитые россияне: Петр Чаадаев, Михаил Лунин, Иван Гагарин, Зинаида Волконская, Александра Голицина. Кроме русских, в приходе были общины поляков, французов, немцев, итальянцев, литовцев и латышей.
С 1884 года при храме действовало Римско-католическое Благотворительное Общество, которое на протяжении 35 лет своего существования сыграло значитальную роль в жизни поместной Церкви. Создав многочисленные благотворительные учреждения и дав покров многим тайным монашеским общинам, таким как Францисканки Миссионерки Марии, Францисканки Семьи Марии, Урсулинки Сердца Иисуса в Агонии и др. Общество поддерживало многочисленные учреждения о. Антония Малецкого, который с 1897 года был викарием прихода св. Екатерины.
Святой Зигмунт Феликс (Щенсный) Фелинский
|
С 1905 по 1923 год настоятелем храма был о. Константин Будкевич. Отец Константин и его помощники, синдики — инженер А. Пшеницкий и адвокат И. Неводничанский — прежде всего активно занялись приведением в порядок хозяйственной деятельности прихода, находящегося на грани разрухи. Был проведен ремонт храма и принадлежащих приходу доходных домов. После этого о. Константин занялся расширением образовательно-воспитательных и благотворительных учреждений при храме святой Екатерины. Благодаря его неустанной энергии мужская и женская гимназии, а также профессиональное училище и начальная школа при приходе оказались в первом ряду образовательных учреждений Петербурга.
Среди выпускников гимназии при церкви св.Екатерины есть и блаженный Антоний Лещевич, мученик II Мировой войны.
В 1907 году по просьбе о. Константина Будкевича руководство женским интернатом при храме св. Екатерины взяла на себя мать Урсула Ледуховская, монахиня-урсулинка из Кракова. При ней интернат стал для воспитанниц настоящим домом, а вера из обязанности превратилась в живую потребность. Вместе с матерью Урсулой приехали и другие сестры, которые продолжали работу в интернате и после отъезда Ледуховской из России в 1914 году.
Святая Урсула Ледуховская Юлия Ледуховская родилась в 1865 году. В возрасте двадцати одного года она вступила в монастырь сестер Урсулинок в Кракове и получила имя Марии Урсулы Иисуса. Уже тогда основным видом ее деятельности стало воспитание детей. В Петербург св. Урсула приехала в 1907 году. Она прожила здесь только семь лет, но за это время успела оставить неизгладимый след в жизни нашего прихода, истории Католической Церкви в России и душах многих людей. Одновременно с преподавательской деятельностью св. Урсула вела интенсивную воспитательную работу, направленную на единство верующих разных национальностей, и добивалась для русских католиков права слушать проповеди и молиться на родном языке. В 1914 году мать Урсула, будучи гражданкой Австрии, вынуждена была уехать из России. Лишь в 1920 году, после долгого скитания по скандинавским странам, св. Урсула с общиной сестер смогла вернуться в Польшу. В Пневах, недалеко от Познани, был основан дом Урсулинок. Позднее община сестер была преобразована в Конгрегацию Урсулинок Сердца Иисуса в Агонии. Когда жизнь матери Урсулы закончилась в Риме 29 мая 1939 года, люди говорили, что умерла святая. Урсула Ледуховская была канонизирована Папой Иоанном Павлом II 18 мая 2003 года. |
В приходе служили священники, сыгравшие значительную роль в истории Церкви в Восточной и Центральной Европе. Среди них о. Теофилис Матулянис, о. Болеслав Слосканс. Впоследствии они стали епископами, ныне идут процессы по их беатификации.
Важную роль сыграл храм святой Екатерины и в истории Католической Церкви восточного обряда. Здесь проходили богослужения одной из общин т.н. “русских католиков”, здесь в 1917 году прошел Собор Русской Католической Церкви, под председательством митрополита Андрея Шептицкого. Собор учредил в России Экзархат для католиков византийского обряда, а его главой был назначен о.Леонид Федоров, причисленный в 2001 г. к лику блаженных.
Под руководством отца Константина Будкевича приход святой Екатерины развивался, число прихожан достигло тридцати двух тысяч. После октябрьского переворота главной задачей Будкевича стала защита храма и верующих. Отец Константин сопротивлялся экспроприации церковных ценностей, отказывался идти на поводу у большевистских властей. В марте 1923 года архиепископ Иоанн Цепляк, прелат Константин Будкевич, священники храма Я. Василевский, П. Ходневич и еще одиннадцать представителей католического духовенства были вызваны в Москву по так называемому “делу ксендзов”. Их обвинили в противодействии изъятию ценностей из храмов и в контрреволюционной деятельности. Смертный приговор был вынесен Цепляку и Будкевичу. Архиепископу он был заменен десятилетним заключением (впоследствии его выслали из страны). Отец Константин был убит выстрелом в затылок в Пасхальное утро 1923 года в подвалах Лубянки. Сейчас идет процесс причисления исповедника веры к лику блаженных.
Слуга Божий Константин Будкевич
Молитва о прославлении слуги Божьего о. Константина Будкевича Всемогущий Боже, Сын Твой страдал и умер на Кресте ради спасения людей. Подражая Ему, Слуга Твой отец Константин Будкевич любил Тебя всем сердцем, верно служил Тебе во время гонений и отдал жизнь за Церковь. Прославь его в сонме Твоих блаженных, чтобы пример его верности и любви сиял перед всем миром. Молю Тебя, по его заступничеству услышь мою просьбу ……………………………………………….
|
Здания, принадлежавшие приходу, были отобраны, а образовательные учреждения закрыты или превращены в государственные. 9 января 1935 года в Ленинград приехал французский доминиканец Мишель Флоран. Отец Флоран был единственным католическим священником в Ленинграде и до 1938 года окормлял все четыре прихода. В 1938 году преследования достигли апогея. В письме крестному отцу Мишель Флоран пишет: “Здесь каждый день — это Страстная Пятница”. Можно было ожидать чего угодно. Но “может случиться только то, что позволит Господь”. Прихожан мало-помалу арестовывали, ссылали, пытали, убивали. В сентябре 1938 года храм св. Екатерины был закрыт. Отцу Мишелю запретили носить Причастие умирающим, но он продолжал делать это, рискуя жизнью. В июле 1941 года его приговорили к смерти по обвинению в шпионаже. В последний момент казнь заменили высылкой в Иран через Баку.
Слуга Божий Болеслав Слосканс
|
Блаженный Антоний Лещевич, мученик
|
О. Мишель Флоран ОР Кловис Флоран родился в Лилле, Франция, в 1902 году. В 1926 году, получив монашеское имя Мишель, он был рукоположен во священники в Ордене Проповедников. На Рождество 1934 года приор вызвал отца Мишеля и сообщил, что отправляет его в Советскую Россию. Высланный из СССР в 1941 году священник попадает в Иран, оттуда — в Ирак и Сирию. Оказавшись в Англии, Флоран участвует в движении Сопротивления, став на лондонском радио ведущим передачи “Говорит Католическая Франция”. Он рассказывал правду о происходящем, объяснял истины веры, не боялся говорить о преследовании евреев и депортациях. О. Мишель Флоран участвовал в высадке союзников, был ранен, получил Орден Почетного Легиона. В конце войны отец Мишель стал вести передачи для Польши на латыни, за что получил высшую польскую награду — орден Белого Орла. С 1953 по 1962 год о. Мишель служил в Алжире, а затем продолжил апостольскую работу во Франции, где и скончался в 1995 году.
|
Слуга Божий Теофилис Матуляйтис
Арестован в ноябре 1929 года, приговорен к 10 годам заключения. Отправлен на Соловки. В июле 1932 года вновь арестован на Соловках, по групповому делу католического духовенства. Приговорен к году штрафизолятора. Однако по ходатайству международных организаций в сентябре 1933 года был освобожден и выехал по обмену в Литву. В начале 1940-х назначен епископом Кайшядорским. В 1946 году, когда Литва вошла в состав СССР, был арестован и приговорен к 10 годам. Освобожден в 1956 году, вернулся в Литву, жил в изоляции в Шедуве. Незадолго до смерти получил титул архиепископа. Скончался 20 августа 1962 года. |
В советское время в храме и приходских помещениях размещались хранилища музея этнографии, склады, книгохранилище, кабинеты музея атеизма. Интерьер храма постепенно разрушался. В 1947 году произошел первый пожар, а 14 февраля 1984 — второй. Пламя погубило практически весь интерьер храма.
В 1992 году храм был передан возрожденной общине прихода св. Екатерины. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич доверил храм Ордену Проповедников (доминиканцам), которые и окормляют наш приход.
В 2003 году над алтарем был повешен большой алтарный крест, который в 1938 году 19-летняя Софья Степулковская вытащила из груды мусора и принесла к себе домой, рискуя жизнью. Затем распятие хранилось в храме Лурдской Божией Матери и только в девяностые годы вернулось в храм св. Екатерины. Это распятие, как и оставленные в разрушенном состоянии боковые алтари — красноречивые свидетели страданий Церкви и прихожан в годы гонений.
В храме святой Екатерины идет активная приходская жизнь. При церкви действует Воскресная школа, Образовательный центр им. Св. Урсулы Ледуховской, встречи Движения Живого Розария, молодежи, доминиканцев-мирян. При приходе существует три хора, регулярно выступающих на различных фестивалях и дающих концерты в других церквях. В храме проводятся музыкальные концерты и встречи с деятелями культуры. Работает общество помощи нуждающимся. Проходят встречи для влюбленных и семейных пар. При храме действует Центр Катехизации и библиотека.
Слуга Божий епископ Антоний Малецкий
|
Одновременно с возрождением общины началась реставрация храма и приходских помещений. В первые годы службы совершались в бывшей ризнице, затем в 1998 году была открыта часовня Божией Матери, отреставрированная на средства, собранные Семейным Апостольством Фатимы. Теперь в часовне проходят утренние мессы, совершается таинство исповеди и поклонение Святым Дарам. В 2006 году в часовне появился образ Матери Божией Остробрамской, подаренный храму Иоанной Добкович.
16 апреля 2000 года, в Вербное Воскресенье, архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил алтарную часть храма. В мае 2003 года был освящен трансепт. Впервые с 1938 года главные двери святыни открылись для верующих. Отныне прихожане и гости могут зайти с Невского проспекта в храм, двери которого всегда открыты.
29 ноября 2008 года состоялось официальное открытие главного нефа храма после ремонта, значительную помощь в котором оказали Государственная Дума Российской Федерации, Министерство Культуры России и Министерство Культуры и Национального Наследия Польши. Вечером того же дня главный неф храма был освящен архиепископом Павлом Пецци.
Храм признан памятником архитектуры федерального значения. Благодаря многим добрым людям надпись на фронтоне храма вновь обрела силу: “Domus Mea, Domus orationis” (”Дом Мой — дом молитвы”). Реставрация еще не закончена, приход ищет средства на новый орган, ремонт полов и мраморный алтарь. Только с вашей помощью мы сможем вернуть храму св. Екатерины былую красоту.