Общая аудиенция Папы Бенедикта XVI 3 февраля 2010 года: Святой Доминик

Сменивший Доминика во главе Ордена блаженный Иордан Саксонский составил цельный портрет святого Доминика в знаменитой молитве: “Воспламенившись ревностью о Господе и сверхъестественным огнем, своей бесконечной любовью и рвением своего пылкого духа ты посвятил всего себя обетом вечной бедности апостольскому послушанию и евангельской проповеди”. Основная черта свидетельства Доминика в том, что “он говорил всегда с Богом и о Боге”. В житиях святых любовь ко Господу и ближнему, стремление к славе Божией и спасению душ идут всегда в паре.

Доминик родился в Испании, в Каларуэге, примерно в 1179 году. Он принадлежал к дворянской семье из Старой Кастильи, и благодаря поддержке своего дяди священника учился в известной школе в Паленсии. Он сразу стал выделяться интересом к изучению Священного Писания и необычайной любовью к нищим: Доминик продал все свои книги, которые в то время были состоянием, и пришел на помощь жертвам голода.

После рукоположения в священники, он был избран каноником кафедрального капитула в родной епархии, Осме. Даже если это назначение могло быть элементом престижа в Церкви и обществе, Доминик не относился к нему ни как к личной привилегии, ни как к началу блестящей церковной карьеры, а как к служению, которому надо отдавать себя с преданностью и смирением. Разве могут избежать искушения карьерой даже те, кто играет руководящую роль в Церкви? Несколько месяцев назад я напоминал об этом по случаю назначения новых епископов: “Не будем искать власти, престижа, уважения к себе… Мы знаем, что в светском обществе, а зачастую и в самой Церкви, дело страдает от того, что многие люди, которым была поручена какая-либо ответственность, работают на себя, а не ради общины”. (Проповедь на епископскую хиротонию пяти прелатов, 12 сентября 2009).

Епископ Осмы, которого звали Диего, был настоящим ревностным пастырем, очень быстро заметил духовные качества Доминика, и захотел взять его себе в сотрудники. Вместе они поехали в Северную Европу с дипломатической миссией, порученной им королем Кастильи. В путешествии Доминик увидел, какие вызовы стоят перед современной ему Церковью: на северных границах европейского континента существуют народы, которым не возвещена Благая Весть, на юге Франции христианская жизнь ослаблена, и разорвана на части ересью, которая сеет смуту и отдаляет людей от истины веры. Доминик избрал своей апостольской целью и миссионерскую деятельность среди тех, кто не знает света Евангелия и новую евангелизацию христианских общин. Папа, к которому обратились Диего и Доминик, и попросил последнего посвятить себя проповеди альбигойцам, группе еретиков, которые проповедовали дуалистическую картину мира, существование двух одинаково сильных начал, Добра и Зла. Эта группа презирала материю, поскольку считала ее порождением злого начала, и отвергала брак, доходя до отрицания воплощения Христа, Таинств, в которых Господь прикасается к нам через материю, и воскресение плоти. Альбигойцы вели суровую и бедную жизнь, в этом смысле они были примером для подражания, и критиковали богатства современного им духовенства. Доминик с воодушевлением согласился на миссию и приступил к ней прежде всего, подавая пример своей бедной и суровой жизнью, проповедуя Евангелие и проводя публичные диспуты. Остаток своей жизни он посвятил проповеди Благой Вести. Его сыновьям выпало также осуществить и другие мечты святого Доминика: миссия ad gentes, то есть среди тех, кто еще не знает Иисуса, и миссия среди тех, кто живет в городах, особенно университетских центрах, где новые интеллектуальные течения были вызовом для веры образованных людей.

Этот великий святой напоминает нам, что в сердце Церкви всегда должен гореть миссионерский огонь, который непрестанно побуждает к тому, чтобы нести первую весточку Евангелия, а там, где это необходимо, проводить новую евангелизацию. Воистину, Христос — это самое ценное благо, которое мужчины и женщины каждой эпохи и страны имеют право знать и любить! Утешительно видеть, что в сегодняшней Церкви также существует столько людей — и пастырей, и верных-мирян, членов старых монашеских Орденов и новых церковных движений — которые с радостью отдают свою жизнь ради этого высшего идеала: возвещать Евангелие и свидетельствовать о нем!

К Доминику Гусману вскоре присоединились другие люди, движимые теми же чаяниями. Таким образом, постепенно, начиная с первого монастыря в Тулузе, был создан Орден Проповедников. В полном послушании указаниям Пап, Иннокентия III и Гонория IV, Доминик выбрал для Ордена устав: древний Устав святого Августина, который был подкорректирован для апостольской жизни: братья проповедовали, хотя из города в город, а затем возвращались в монастырь — место учебы, молитвы и жизни в общине. Доминик захотел особо подчеркнуть две ценности, необходимые для успешной евангельской миссии: проводимая в бедности жизнь в общине и учеба.

Доминик и его братья проповедники прежде всего были нищими, то есть у них не было недвижимой собственности, которой надо бы было управлять. Это делало их более свободными для учебы и мобильной проповеди, и было конкретным свидетельством для людей. Внутреннее управление монастырей и доминиканских провинций осуществлялось капитулами, на которых выбирались приоры, которых затем утверждали высшие начальствующие; такая организация была подспорьем для братской жизни и поощряла ответственность всех членов общины, требуя от каждого личной вовлеченности. Избрание этой системы родилось из того факта, что доминиканцы как проповедники истины Божией должны были соответствовать тому, что проповедуют. Истина, которую они изучали и которой с любовью делились с братьями — это самое глубокое обоснование радости. Блаженный Иордан Саксонский говорит о святом Доминике: “Каждого человека он принимал с огромной любовью, и поскольку любил каждого, то и его любили все. Он взял себе за правило радоваться со счастливыми людьми и плакать с теми, кто плачет”. (Libellus de principiis Ordinis Praedicatorum autore Iordano de Saxonia, ed. H.C. Scheeben, [Monumenta Historica Sancti Patris Nostri Domiici, Romae, 1935]).

Во вторых, отважный святой Доминик захотел, чтобы его ученики получали солидное богословское образование и, не колеблясь, посылал их в университеты, хотя многие церковные деятели его времени смотрели на подобные институты с недоверием. Конституции Ордена Проповедников уделяют большое внимание учебе как подготовке к апостольству. Доминик захотел, чтобы его братья без остатка посвятили себя с усердием и набожностью учебе, основанной на самом сердце богословского знания — Священном Писании — и уважающей вопросы, которые ставит разум. Развитие культуры требует хорошей подготовки от тех, кто на разных уровнях служит Слову. Таким образом, Доминик призывает всех, пастырей и мирян, взращивать “культурное измерение” веры, чтобы красота христианской истины могла быть лучше понята, а вера подпитывалась, укреплялась и защищалась. В этот год Священства я призываю всех семинаристов и священников с должным уважением отнестись к духовному измерению учебы. Качество священнического служения зависит также от великодушия, с которым мы предаемся изучению истин Откровения.

Доминик, который захотел основать монашеский Орден проповедников-богословов, напоминает нам, что богословие имеет духовное и пастырское измерение, которое обогащает душу и жизнь. Священники, посвященные, также как и все верные, могут найти глубокую “внутреннюю радость” в созерцании красоты истины, исходящей от Бога, истины всегда современной и всегда живой. Девиз Братьев Проповедников — contemplata aliis tradere — помогает нам затем обнаружить пастырский порыв в созерцательном изучении этой истины, поскольку мы обязаны передать другим плоды своего собственного созерцания.

Когда Доминик умер в 1221 году в Болонье, которая провозгласила его своим покровителем, его дело уже пользовалось большим успехом. Орден Проповедников с поддержкой Святого Престола распространился во многих странах Европы на благо всей Церкви. Доминик был канонизирован в 1234 году, и своей святостью он указывает нам два средства необходимых для того, чтобы апостольская деятельность была действенной. Прежде всего, это почитание Девы Марии, которое он воздавал с нежностью и оставил своим сыновьям как ценное наследство. Распространение молитвы Розария — столь дорогой для христианского народа и столь богатой евангельскими ценностями, истинной школы веры и благочестия — заслуга доминиканцев. Во вторых, Доминик, который окормлял множество женских монастырей во Франции и Риме, до конца верил в то, что заступническая молитва крайне важна для успеха апостольского служения. Только в раю мы поймем, как действенно молитва созерцательных сестер поддерживает апостольскую миссию! К каждой из этих сестер я обращаю свою мысль, полную признательности и тепла.

Дорогие братья и сестры, жизнь святого Доминика Гусмана обязывает нас быть ревностными в молитве, отважными в жизни верой, глубоко влюбленными в Иисуса Христа. Заступничеством святого Доминика мы просим Бога всегда обогащать Церковь истинными проповедниками Евангелия.

(…)

Пусть Божия Матерь Розария, покровительница Доминиканского Ордена, поможет вам открыть присутствие Христа в вашей жизни и великодушно следовать за ним каждый день. Да благословит вас Бог!

© Copyright оригинального текста : Libreria Editrice Vaticana
Перевод: Юлия Иванова, приход святой Екатерины

Оставьте комментарий