Святые Отцы говорят о тройном пришествии Христа: первом, которое произошло две тысячи лет тому назад; втором — ожидании второго пришествия Христа в конце времен; и третьем пришествии, которое происходит всегда, когда мы открываем сердца Богу и надеемся, что если даже Христос не придет на землю в ближайшее время, то хочет и может прийти ко мне, и для этого и существует этот период ожидания.
Название “Адвент” восходит к двум латинским словам — предлогу “ad” (”к, для”) и существительному “ventus” (”Пришествие”). Адвент — это “время для пришествия”, мы посвящаем это время Богу, чтобы Он смог к нам прийти и с нами встретиться. Для этого надо сделать все усилия и отложить все, что мешает встретиться с Господом. Надо подумать, что надо делать, чтобы больше сосредоточиться на молитве, на том, что важнее всего. Решить, как это пережить, должен каждый для себя сам, но одним из самых необходимых способов подготовки к пришествию Бога в наши сердца, является Таинство Примирения, которое помогает сделать сердце чистым, чтобы освободиться от всех грехов, поэтому я особенно хочу сказать сегодня о Таинстве исповеди.
Таинство, как мы говорили уже не раз, это зримый знак незримой благодати, который делает реальным то, что обозначает. Но кроме этого научного определения можно сказать, что Таинство — это личная встреча со Христом. Если мы говорим о Таинстве Евхаристии, о нашем участии в Тайной Вечери, то это — личная встреча с Христом, который преломляет хлеб и пресуществляет его в свое Тело и Кровь. Таинство же Исповеди — это личная встреча со Христом, который прощает грехи, и сегодня Он прощает так же, как во время своей земной жизни.
Можно вспомнить несколько моментов из Евангелия, которые рассказывают нам о том, как прощает Христос: когда к Иисусу принесли парализованного человека, чтобы Он исцелил его, Христос говорит: “Прощаются тебе грехи”, и больной встает. Он прощал и исцелял человека от того, что на самом деле губит.
Когда мы говорим о таинстве исповеди, больше всего обращаем внимание на то, то Бог хочет вернуть человека к Себе. И Евангелие предлагает нам такие образы, как поиск потерянной овцы, когда Христос предстает как Добрый Пастырь. Стоит вспомнить и то Евангелие, в котором Христос рассказывает притчу о блудном сыне, который взял причитающуюся ему часть имения, ушел и жил распутно. Иногда эту притчу называют притчей о милосердном отце, ведь отец выходил навстречу сыну и ждал, когда тот вернется.
Еще два Евангелия, в которых мы уже не слышим притчу, а видим, как Христос сам прощает грехи, это Евангелие о женщине, взятой в прелюбодеянии, и Евангелие, которое, может быть не всегда связывается напрямую с Таинством Исповеди. Речь идет о встрече Воскресшего Иисуса с Петром, которого Христос трижды спрашивает: “Любишь ли ты Меня?”
Если подробно читать это Евангелие, мы увидим все шаги Таинства Исповеди. Христос выходит навстречу Петру, чтобы тот, осознавая свои грехи, раскаялся, исповедал их и получил прощение. Предлагаю вам, когда будете готовиться к исповеди, кроме того, что вспомните все свои грехи, перечитать это Евангелие (Ин 21), чтобы увидеть, что на самом деле Христос всегда первый выходит, чтобы нас простить. Даже если я осознаю, что согрешил, как блудный сын, и хочу вернуться, Христос уже близко ко мне.
Таинство исповеди называется также таинством покаяния, примирения и прощения. Каждое из этих названий проливает свет на какой-то один аспект. Покаяние и прощение говорят о действиях человека, а примирение говорит о действии Бога, который нас примиряет с Собой и Церковью.
Кто может, и кто должен исповедоваться? Мы говорим, что таинство — это ответ Бога на все нужды человека, и исповедь — ответ Бога на глубочайшую нужду человека, который согрешил. Без этого таинства человек не найдет покоя, пока не услышит от Христа: “Я прощаю тебе грехи”. Мы нуждаемся в прощении, потому что все мы грешники, и, значит, всем нам нужно это Таинство.
Если, как написал святой апостол Иоанн, мы говорим, что не имеем греха, мы обманываем сами себя, и истины нет в нас. С одной стороны, Священное Писание напоминает нам о том, что мы грешники, но с другой стороны нам нельзя, когда мы говорим о том, что мы грешники, сравнивать себя друг с другом. Нам нельзя смотреть на другого человека, потому что если я буду слушать о том, как люди воюют, убивают друг друга, прелюбодействуют, совершают страшные кражи, и буду себя с ними сравнивать, то скажу себе, что я почти святой: никого не убил, ничего не украл. Значит, святой? Может быть, дай Бог.
Мне лично помогло то, что я встретил старенького священника — исповедника Иоанна Павла Второго. Когда я его встретил, у меня вдруг возник вопрос: “Иоанн Павел Второй для меня самый большой авторитет, не только из-за его должности, а как человек, святой человек, но он исповедовался, и в чем такой человек мог исповедоваться? Вопрос не в том, чтобы сейчас искать его грехи, но раз такой близкий Богу человек исповедовался, в чем суть? А суть в том, что чем ближе мы становимся к Богу, тем лучше видим, сколько у нас еще грехов.
Сейчас, в темноте, окно кажется нам чистым, но если на него упадет солнечный луч, мы увидим, сколько на стекле грязи. Чем ближе к свету, тем больше видно грязи. То, что казалось чистым, когда мы приближаемся к Богу, оказывается запятнанным. Я хочу очиститься от этой грязи, хочу исповедоваться — не потому, что мне страшно, но потому что Бог хочет мы были все чище и чище, приближаясь к Нему.
Что такое грех?
Грех можно рассматривать только по отношению к Богу. Можно сказать, что неверующий человек не грешит. Он совершает зло, но о грехе мы говорим только по отношению к Богу, потому что грех — это преступление против Божиих и церковных заповедей, сознательное и добровольное. Если я добровольно и сознательно поступаю против Божией заповеди, я грешу, и даже не против закона, а против самого Бога, и обижаю Его, я прерываю связь, которая существует между Ним и мной. Такой подход не может быть правовым подходом.
Нельзя забывать, что грех — это не только разрыв единства с Богом, но и разрыв единства с другим человеком, с Церковью. Нет личного греха, но всегда, раня Бога, мы раним всю Церковь, потому что мы — мистическое Тело Христа.
Какие действия человека нужны для того, чтобы совершилось это таинство, чтобы произошла эта встреча человека со Христом? Церковь называет пять условий действительной исповеди.
1. Испытание совести.
2. Сокрушение о грехах.
3. Решение не грешить.
4. Исповедь перед священником.
5. Удовлетворение за грехи.
Что такое испытание совести?
Совесть — это голос Божий в сердце человека, и он есть у каждого человека, независимо от того, верующий он или нет. Совесть подсказывает, что делать, а чего не делать, и когда я стою перед каким-то выбором, совесть подсказывает, как поступить. Но совесть говорит и после действия, когда мы уже сделаем что-то плохое. Тогда мы говорим об угрызениях. Совесть грызет не для того, чтобы меня осуждать, но она грызет, чтобы сказать: “У тебя болит, иди к Тому, кто может тебя исцелить, потому что если останешься с болезнью, то она будет прогрессировать”. И угрызения совести, хоть они и мучительны, это голос Божий, который призывает: “Иди к Врачу, к Тому, кто может тебя исцелить”. Когда я хочу просить Бога о прощении грехов, совесть надо испытывать. Ее надо спрашивать, что в моей жизни было недобрым, где раны, которые нуждаются в исцелении. Ее надо воспитывать, чтобы она подсказывала правильно. Это первое действие человека.
Сокрушение в грехах — это душевная боль и отвращение к совершённому греху. Может быть, у вас есть сомнение: “Могу ли я исповедоваться, если я не чувствую отвращения к тому, что я сделал?” Если есть нарушение закона и осознание этого нарушения, но нет чувства отвращения, могу ли я исповедоваться? Надо правильно понимать, что такое душевная боль.
Приведу пример с постом. Нарушение поста — это не самый тяжелый грех, но он очень наглядный. Если я нарушил пост и съел мясо в пятницу, но в конце концов раскаиваюсь, что преступил закон, и священник спрашивает меня: “А ты чувствуешь в душе отвращение к этой колбасе?” Я не могу этого сказать, ведь мне приятно, даже сейчас, когда вспоминаю запах этой вкусной колбасы. Сегодня как раз пятница. Но мое отвращение — оно в другом. Когда я вспомню, что по пятницам Церковь просит меня отказаться от мясной пищи, потому что в этот день Христос умер за меня. Даже если я не могу понять, в чем на самом деле зло, но Церковь говорит мне, что это зло, я стараюсь понять, в чем суть этого зла и буду осознавать, что нарушил закон и оскорбил Бога.
Сокрушение во грехах бывает совершенным и несовершенным. Совершенное сокрушение я испытываю, когда раскаиваюсь из любви к Богу. Если же я раскаиваюсь из страха перед наказанием, это тоже сокрушение, хоть и несовершенное. Иногда, в случае, если нет возможности исповедоваться, такое совершенное сокрушение действует как настоящая исповедь. Но даже когда есть такое сокрушение, Церковь призывает нас при первой же возможности подойти к священнику и исповедоваться обычным образом. А обычный образ таинства покаяния — исповедь перед тем, кого Бог поставил прощать и отпускать грехи.
Христос после воскресения пришел к апостолам и сказал: “Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите — будут оставлены”. В этом и заключен ответ на вопрос о том, почему нужно исповедоваться перед человеком. Разве я не могу самому Богу сказать, что совершил? Разве Он не простит? Простит. Но нам самим необходимо услышать то, что услышал апостол Петр. Нам необходимо встретиться со Христом, который действует через человека.
Здесь мы переходим к третьему шагу — самому таинству исповеди, признанию в своих грехах перед человеком, которого поставил Бог. Конкретно отвечая на вопрос: как, когда и где исповедоваться, Каноническое Право отвечает, что исповедоваться надо в храме, перед священником, в конфессионале, и этот конфессионал должен быть в заметном месте, так, чтобы его было видно тому, кто хочет исповедоваться, и также на глазах у других людей. Они не будут слышать, что я говорю, это мой личный разговор со Христом, но важно, чтобы люди видели, что я прошу у Бога прощения, потому что греша, я грешу против всей Церкви. Конечно, есть возможность, как исключение, исповедовать в другом месте — если мы исповедуем больных, то делаем это в больнице или у них дома. Но это только исключение.
Когда и как часто надо исповедоваться? Церковь говорит очень просто: исповедоваться надо как минимум раз в год. Может это странно слышать, но сказано “как минимум”. Можно и даже рекомендуется исповедоваться чаще. Нужно исповедоваться всегда, когда человек совершит тяжкий грех. Если человек согрешит, то не надо ждать времени поста, чтобы исповедоваться.
Даже если я совершу не тяжкий грех, а обыденные грехи, которые не прерывают единства с Богом, то эти повседневные грехи начинают копиться, и та нить, которая связывает меня с Богом, натягивается все сильнее. Может случиться очередной маленький грех, который сделает так, что нить порвется. Поэтому стоит исповедоваться почаще.
Как надо исповедоваться? Как мы сказали в начале, таинство происходит тогда, когда встречается материя с формой. В этом таинстве форма — это слова, сказанные назначенным Богом священником: “Я прощаю тебе грехи”. А материя — это грехи, которые человек исповедует, но грехи — нужно добавить — кающегося человека. Если не будет раскаяния, не будет таинства. Даже если человек перечислит свои грехи так, как надо, и священник скажет: “Я прощаю тебе грехи”, встреча не произойдет, если не будет раскаяния, если не будет сокрушения.
Есть ли такой грех, который Бог не может простить? Нет, но бывают такие ситуации, когда человек не получает прощения грехов в таинстве исповеди — не потому, что грех слишком большой, но потому что не было настоящего раскаяния, либо следующего шага — решения не грешить. Если даже человек перечисляет свои грехи, но все равно намерен продолжать совершать хоть один из них — прощения не будет, пока человек не решит поступать по другому.
С милосердием Божиим играть нельзя. Милосердие Божие бесконечно, Бог всегда выходит навстречу, и всегда готов простить, как милосердный отец простил блудного сына. Но если я грешу, и знаю, что Бог и так мне простит — нет. Нельзя грешить, уповая на Божие милосердие. Надо уповать на Божие милосердие, когда уже согрешил.
Можно задать вопрос: указывает ли нам Библия на самого страшного грешника? Чаще всего, если вопрос задать так, мы покажем пальцем на Иуду, который предал Иисуса. Он совершил страшный грех. Но Петр тоже предал Иисуса, причем трижды. В третий раз Петр даже поклялся: “Я не знаю этого человека”.
Но разница между Иудой и Петром не в покаянии: Иуда тоже раскаялся — когда он узнал, что произошло с Иисусом, он вернул священникам деньги, но потом пошел и удавился. Петр тоже осознал свой грех, и заплакал. Иуда не поверил в то, что может быть прощен. А Петр не знал, что с собой делать, искал, даже не зная, чего ищет. Когда все закончилось и Иисус умер на кресте, Петр не знал, что делать дальше, и сказал: “Иду ловить рыбу”. Что это значит? Это значит, что он вернулся к тому, что делал раньше. Петр — рыбак, и когда он говорит “Иду ловить рыбу” — это значит “Я возвращаюсь к своей предыдущей жизни”. Христос призвал меня, чтобы я ловил человеков, я согрешил, оказался недостоин, и возвращаюсь к своей предыдущей жизни.
И тут на озере вдруг появляется Иисус и говорит: “Вы что-нибудь поймали сегодня?” — “Нет, ничего”. “Тогда закиньте сети на правую сторону”. И это было уже второй раз, так уже когда-то было, и Иоанн говорит Петру: “Ты помнишь нашу первую рыбалку? Там, на берегу — Христос”. Петр бросился в воду. Иоанн сказал: “Ты отрекся от Христа и нуждаешься в прощении. Он там, на берегу, иди к Нему, иди на исповедь!” И Петр пошел.
Там есть такие странные слова: “Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбу, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь”. Они Его не узнавали, но знали, что это Он. Так и мы Его не видим, но знаем, что это Он прощает грехи.
“Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя”.
Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь все мои грехи, Тебе не нужна никакая информация, Ты даже меня не спрашиваешь и не напоминаешь. Христос его спрашивает только о любви, и тогда Петр осознает, что согрешил. “Но, Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя”. И тогда Иисус говорит ему: “Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною”.
И когда мы идем на исповедь, хорошо подходить, как к воскресшему Христу. Я знаю, что я изранен грехом, но хочу Тебе признаться в моей любви. Бог прекрасно знает все, Ему не нужна информация, но мне нужно открыться и показать свою болячку. Это Евангелие — прекраснейший пример того, как Христос прощает грехи.
о. Мачей Русецкий ОР
встреча “Размышления об основах веры”
Расшифровка и обработка текста: Юлия Иванова