Исповедь является трудным переживанием, как для кающихся, так и для исповедников. В конфессионале священник должен быть смиренным и деликатным и никогда не забывать о том, что он — служитель милосердия, а не прокурор или судья; Иисус Христос пролил Свою кровь за всех грешников, в том числе за него. Когда мы идем на исповедь, стоит помолиться за исповедника, чтобы он сумел выслушать нас, понять и помочь открыть душу перед Богом.
Кающийся должен преодолеть страх и стыд, а иногда и мучительное убеждение, что исповедоваться не стоит, “ведь все равно ничего не изменится”. Иногда приходится преодолевать и отрицательный опыт прошлых исповедей, когда мы были плохо приняты и выслушаны. Мысль о том, что я исповедуюсь перед Богом, и что мне не нужен посредник, может быть искушением злого духа, который хочет как можно дольше держать нас в плену. Насколько это возможно, исповедь надо предварить искренней личной молитвой и размышлением над Священным Писанием. Таинство Покаяния — это исповедание грехов, а также исповедание веры в Иисуса Христа, в Его спасительную силу. Это исповедание веры в то, что любовь Божия сильнее человеческого греха. И, наконец, это прославление Бога, слава которого является в том, что мертвых Он возвращает к жизни, а грешникам дарует прощение и надежду.
Грех
Временами нам кажется, что грех — это всего лишь нарушение закона, запрета или заповеди, которую мы считаем отвлеченной и морально устаревшей. Тем временем, за каждым грехом скрывается чья-то личность, уязвленная нашей гордыней, гневом, ленью или неверностью… Грех — не нарушение буквы закона, а рана, нанесенная любви. За каждым грехом стоят слезы и страдания людей, которых мы ранили. Со временем мы осознаем, что жертвами собственных грехов оказываемся и мы сами. В традиции Церкви различаются легкие (повседневные) и тяжкие (смертные) грехи. Легкие грехи не лишают нас благодати Божией, и посредством молитвы, раскаяния, участия в Евхаристии, мы можем быть очищены от них. Тяжкие грехи лишают нас освящающей благодати. Они рвут нашу связь с Богом и Церковью, погружая человека в духовную тьму и смерть. Чтобы получить отпущение тяжких грехов, их необходимо исповедовать в Таинстве Покаяния.
Раскаяние — начало пути
Исповедь начинается с сокрушения и сожаления. Осознание совершенного зла приводит к подножию Креста. Со смиренным сердцем мы преклоняем колени перед Господом и молимся, как мытарь в иерусалимском Храме: “Боже, милостив будь ко мне, грешнику!” Иногда в этом сожалении много эгоизма и жалости к самому себе. В очередной раз оказалось, что мы не так совершенны, как нам бы хотелось. Временами в нашем сожалении есть и страх перед Богом, поэтому такое сожаление называется несовершенным. Такого несовершенного раскаяния, однако, достаточно, чтобы побудить нас к покаянию и привести к Богу. Со временем самолюбие уступает место все большей чувствительности сердца и осознанию того, что, согрешив, мы отвергли любовь и благодать. Тогда мы встаем перед Богом не из-за того, что уязвлена наша гордыня, а ради Него самого, и вслед за Блудным сыном говорим: “Я не достоин называться Твоим сыном”. Искреннее и совершенное сокрушение ведет к полному исцелению души и примирению с Богом. Временами его сопровождают слезы сожаления и боли. Хорошо, если мы умеем поплакать о себе, как плакала когда-то блудница, как плакал Петр, когда предал Иисуса. Слезы сокрушения смягчают твердые людские сердца.
Некоторые говорят, что не сожалеют о своих грехах. Так происходит, когда грех нас ослепляет. В этом случае мы становимся близорукими и не можем увидеть ничего кроме себя самих, и ничего больше, чем собственную корысть или удовольствия. Если мы будем честны, то рано или поздно (иногда много лет спустя), мы увидим свой грех во свете истины, и тогда окажется, что даже если конфетка была сладкой, она тем не менее была отравлена. Может случиться и так, что мы не сожалеем о грехах, потому что наше сердце опутано гордыней и неверием. В этом случае мы нуждаемся в молитве других людей, которые вымолят для нас благодать обращения. Бывает и так, что сокрушить окаменевшее сердце может только какое-то перенесенное унижение или духовная встряска.
Испытание совести
Фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф 22,34-40)
Сокрушение сердца позволяет честно присмотреться к своей жизни, и во свете Божьего Слова сделать испытание совести. Совесть — это внутренний голос, который подобно компасу указывает направление пути. Каждый раз, когда мы начинаем блуждать, она призывает нас изменить курс. Временами совесть становится нашим обвинителем, и нам не убежать от угрызений. Иногда совесть можно успешно задушить на много лет. Но наступит такой момент, когда она напомнит нам обо всем. Исцеление мы можем обрести только в Источнике Божией Милосердия, которым является Таинство Покаяния. Наша обязанность — неустанно воспитывать свою совесть молитвой, познанием Слова Божия и Учения Церкви.
Существует много способов сделать хорошее испытание совести. Мы можем обратиться к Божьим заповедям, можем присмотреться к собственной жизни под призмой главных грехов, но коль скоро грех — это рана, нанесенная любви, подходящим будет посмотреть на свою жизнь в перспективе заповеди любви. Делая испытание совести, необходимо помнить, что речь идет не о дотошности, а о честности. Надо защищать себя от инфантильности и поверхностности. Хорошего испытания совести не сделать, стоя в очереди на исповедь. Оно требует тишины и сосредоточения. Испытание совести — это молитва. Мы стоим перед любящим Отцом, чтобы в истине рассказать Ему о своей жизни, о том, что поддались искушению, не выстояли в испытаниях, забыли о Его любви. Несмотря на грехи, мы, тем не менее, не перестаем любить и верить в Его Милосердие. Если нам необходима схема и наводящие вопросы, можно воспользоваться вопросами, приведенными ниже. Вместе с тем, будем помнить о том, что эти вопросы — не каталог грехов, они не исчерпывают моральных проблем, с которыми мы боремся. Они только вдохновят на то, чтобы присмотреться к собственной жизни там, где она соприкасается с Богом и другими людьми. До того, как мы начнем испытание совести, надо воззвать к Святому Духу о помощи. Он знает нас лучше, чем мы сами. Он может показать нам самые тайные уголки души и все зло, которое там таится. Спрашивая себя о грехе, надо также спросить о добре. Ведь христианская жизнь основана не только на том, чтобы избегать греха. Она прежде всего основана на том, чтобы умножать добро. Стоит спросить себя самого о том добром, что мы получили и сделали сами. За все доброе надо поблагодарить Бога и стараться, чтобы доброго стало еще больше. Поэтому во время испытания совести надо задуматься не только над тем, чего я больше не буду делать, но прежде всего над тем, что я сделаю, чтобы стать более хорошим человеком и более зрелым христианином. Что я сделаю, чтобы умножить полученные таланты? Что доброго я сделаю для своих близких, друзей, а также для тех незнакомых людей, которых Господь поставит на моем пути?
Приступая к испытанию совести, спросим себя: сожалею ли я о совершенных грехах? Что я поменял с момента прошлой исповеди? Не скрыл ли я тяжкого греха или не забыл исповедать его? Хорошо ли я выполнил епитимью и возместил причиненное зло? Теперь спроси себя о любви к Богу и людям.
Бог
Любить всем сердцем
На первом ли месте в моей жизни стоит Бог? Не появились ли на моем горизонте ложные боги: власть, деньги, секс, карьера, слава? Не отрекался ли я от веры в Бога? Не впадаю ли я в искушение получить тайное знание у астрологов и колдунов? Углубляю ли я свою веру? Не выбираю ли я из нее только то, что мне подходит? Разговариваю ли о Боге и вере с домашними? Забочусь ли я о религиозном воспитании детей? Работаю ли я над собой, чтобы все лучше исполнять доверенные мне Богом обязанности, связанные с моим призванием и профессией? Благодарен ли я Богу за жизнь и все дары, включая трудные?
Тот, кто любит, жаждет познавать
Есть ли у меня время для Бога? Не трачу ли я времени перед телевизором, компьютером? Ежедневно ли я молюсь? Читаю ли Священное Писание? Молюсь ли за свою семью? Молюсь ли за супруга, детей, друзей? Активно ли участвую в жизни Церкви, моего прихода?
Любовь ведет к единству
Живу ли я в состоянии освящающей благодати? Регулярно ли я участвую в Евхаристии и приступаю к святому Причастию? Если нет, то почему? Праздную ли я воскресный день и другие церковные праздники? Совершаю ли покаяние и пощусь ли в дни и периоды покаяния?
Любовь — это верность каждый день
Находит ли моя вера выражение в повседневной жизни? Делюсь ли я своей верой с другими людьми? Не впадаю ли я в искушения материализма и потребления? Исповедую ли я Бога перед людьми? Не стыжусь ли своей веры? Являюсь ли я апостолом и свидетелем Евангелия для других людей?
Человек
Отношения с людьми
Какова моя любовь к людям? Люблю ли я свою семью: супруга, детей, родителей, братьев и сестер? Достаточно ли времени я уделяю близким? Забочусь ли о своих родителях? Как я использую свободное время? Навещаю ли я больных родственников? Забочусь ли я о том, чтобы у меня были хорошие отношения с родственниками, соседями, коллегами по работе? Интересуюсь ли я общественной жизнью? Ответственно ли я отношусь к общественной собственности? Помогаю ли я нуждающимся? Верный ли я друг?
Жизнь и здоровье
Осознаю ли я ценность человеческой жизни? Являюсь ли я апостолом жизни? Уважаю ли я собственную жизнь и здоровье? Не было ли у меня мыслей о самоубийстве? Забочусь ли я о надлежащем отдыхе? Не подвергаю ли я опасности жизнь и здоровье злоупотреблением алкоголя, табака, неаккуратным вождением машины? Не употребляю ли я наркотиков? Удается ли мне противостоять ложным взглядам на жизнь? Уважаю ли я каждого человека независимо от его происхождения, цвета кожи, языка? Не насмехаюсь ли я над другими? Свободно ли мое сердце от презрения и ненависти?
Добродетель целомудрия
С уважением ли я отношусь к супругу? Стараюсь ли я углубить взаимную любовь? Верен ли я в мыслях, словах, делах? Разговариваю ли я с супругом? Не поддаюсь ли я искушению нечистотой, порнографией, самоэротикой? Стараюсь ли я работать над собой, чтобы быть человеком чистого сердца? С уважением ли я думаю о человеческом теле? Осознаю ли я, что человеческое тело — это храм Духа Святого? Скромен ли я в одежде, манере вести себя, разговаривать с другими? Не становлюсь ли я для других людей соблазном из-за своего стиля жизни?
Материальные блага
Уважаю ли я других людей? Усердно ли и честно я выполняю свою работу? Не украл ли я чего-нибудь? Уважаю ли я государство, плачу ли налоги и выполняю ли свои обязанности? Не покупаю ли я краденого? Не использую ли я нелегальных программ, дисков, кассет? Не требую ли я и не даю ли взяток? Не тяну ли с возвращением долгов?
Язык
Каковы мои слова? Служат ли мои слова созиданию взаимного уважения и единства между людьми? Говорю ли я правду? Не обманываю ли я? Избегаю ли я оговоров и сплетен? Не любопытен ли я? Не возводил ли я клевету и не давал ли ложной клятвы? Не вульгарен ли я?
Чистое сердце
Что таится в моем сердце? Свободен ли я от вожделения, жадности, зависти? Не храню ли я обид? Не ношу ли я в сердце гнева на ближних?
Исповедь
Хорошее испытание совести позволяет нам честно и открыто исповедовать перед священником свои грехи. Стоит найти подходящее время и место для исповеди, а иногда и исповедника. Хорошо иметь постоянного духовника, особенно когда в нашей жизни в течение довольно долгого периода присутствует какое-то зло. Регулярная исповедь у того же самого священника помогает в работе над собой. В таком случае исповедь сопровождается некой формой духовного руководства.
Когда мы собираемся на исповедь, не стоит медлить и откладывать ее на последний момент, потому что тогда мы можем оказаться в длинной очереди или столкнуться со спешкой и поверхностным отношением. Хорошо придерживаться некой формы исповеди, но, конечно, мы не должны быть скованы формулировками. Наша исповедь может проходить следующим образом:
Кающийся: Слава Иисусу Христу.
Исповедник: Во веки веков.
Приветствие становится выражением веры в Иисуса Христа. Оно напоминает, что с сокрушенным сердцем мы стоим перед Господом, чтобы искренне исповедовать Ему свои грехи и попросить о милосердии.
Можно попросить исповедника о благословении. Тем самым мы призываем самого Бога, чтобы Он помог нам увидеть, в каком состоянии наша душа, искренне исповедовать все грехи и открыться Его благодати.
Кающийся представляется. Надо сказать о своем положении и жизненной ситуации. Можно назвать свой возраст, профессию, а также существенные обстоятельства жизни (болезнь, зависимость). Представление следует закончить информацией о последней исповеди: Последний раз исповедовался тогда-то, не скрыл никакого тяжкого греха, епитимью исполнил.
Во время исповеди мы называем грехи, совершенные с момента предыдущей исповеди. Нет необходимости возвращаться к уже исповеданным и отпущенным грехам, даже если они иногда всплывают в нашей памяти. Если мы случайно забыли о тяжком грехе, исповедь действительна. Недействительна она только в том случае, если мы утаим тяжкий грех сознательно и добровольно. Забытые грехи, если вспомним о них, надо исповедать. В случае тяжких грехов, насколько это возможно, мы называем количество и обстоятельства. Мы не исповедуемся в грехах супруга, детей или коллег, называем только свои собственные грехи. Конечно, иногда ситуация в семье или на работе может влиять на совершенные нами грехи, и об этом надо упомянуть, однако надо остерегаться говорить о грехах других людей. Исповедание грехов можно закончить словами: Больше грехов не помню, искренне о них сожалею и с помощью благодати Божией принимаю решение работать над собой.
Священник иногда может о чем-то нас спросить, не из любопытства, а для полного понимания ситуации, в которой мы находимся. Если есть необходимость, исповедник дает совет, делает наставление. Во время исповеди мы можем спросить о нравственных проблемах, разрешить которые не удается, попросить совета в конкретных делах. Еще перед чтением разрешительной молитвы священник дает епитимью и призывает к сожалению и сокрушению. Затем он простирает правую руку над головой кающегося и читает формулу отпущения грехов:
Бог, Отец Милосердия, смертью и Воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Духа Святого во отпущение грехов да дарует тебе прощение и мир, и я отпускаю тебе грехи твои, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Кающийся осеняет себя крестом и говорит: Аминь.
После этого священник может сказать: Славьте Господа, ибо Он благ.
Кающийся: Ибо вовек милость Его.
Исповедник: Иди в мире, твои грехи отпущены.
Кающийся: Благодарение Богу.
Когда мы получаем отпущение грехов, Господь прощает нам грехи, возвращает чистоту сердца и наделяет своей благодатью, необходимой, чтобы вести добрую жизнь. Нам дается очередной шанс, чтобы быть в единстве с Господом и возрастать в святости. Таинство Покаяния — это таинство духовного роста и развития. Если мы хорошо и регулярно исповедуемся, то в нас будет все меньше страха, и все больше жажды Бога и святости.
Может ли священник не отпустить грехи?
Священник должен помочь кающемуся хорошо исповедоваться, побудить его к истинному сокрушению и принятию решения исправиться. Однако может случиться так, что некоторые жизненные обстоятельства (например, неосвященный Церковью брак), пребывание в тяжком грехе в течение долгого времени без сожаления и решения исправиться, рутина и бездумность могут сделать невозможным полное примирение с Богом. Отказ в отпущении грехов не имеет целью ранить грешника или унизить его, а должен помочь грешнику открыться Богу, пересмотреть самые основы своей жизни и совершить такие перемены, которые позволят вернуться к полному общению с Господом. Исповедник, который осознает, что не может отпустить грехи, должен деликатно, с любовью объяснить, почему он должен так поступить, и побудить кающегося к вере в Божию любовь и молитве, которая поможет ему увидеть истинное положение его души. Некоторым нужно время, чтобы “дозреть” до полного обращения и примирения. Бог очень терпелив к человеку и иногда позволяет нам поблуждать, прежде чем мы дойдем до цели.
Как обстоит дело с исправлением и удовлетворением (возмещением ущерба) за грехи?
Мы не можем обещать, что больше никогда не согрешим, что не вернемся к исповеданным грехам, но мы должны сделать все, чтобы стало возможным не повторять их. Решение исправиться всегда должно быть совершенно конкретным и относиться, прежде всего, к тяжким грехам или порокам, которые ведут к серьезным грехам. В работе над собой мы не можем доверять исключительно собственным силам, но не можем и сказать: “Пусть Господь Бог сделает все за меня”. Дело нашего освящения — это результат сотрудничества человека с Богом. Бог — наш Спаситель. Он — источник святости, но с нашей стороны требуется безграничное доверие, добрая воля и стремление изо всех сил к тому, что благо и истинно.
Во время исповеди мы получаем епитимью. Обычно она связана с молитвой, размышлением над Священным Писанием. Исполняя ее благочестиво и добросовестно, мы еще больше открываемся Богу. Случается, что в качестве епитимьи мы получаем задание совершить конкретные добрые дела: пост, милостыню. В некоторых случаях епитимью сопровождает обязанность исправить причиненное зло: примириться с людьми, вернуть краденое или возместить нанесенный ущерб, опровергнуть клевету. Исправление совершенного зла — очень важный элемент христианского покаяния, и даже если исповедник не обязал нас к этому явно, необходимо позаботиться об этом.
Силой разрешительной молитвы Бог прощает нам все грехи, возвращает невиновность и дарует благодать. Мы возвращаемся на путь святости. Хотя бывает, что мы живем, как попало, мы всегда можем жить лучше. Исповедь — это источник, к которому мы приходим, чтобы омыться от грехов и зачерпнуть воды жизни.
Тайна исповеди
Каждый исповедник обязан не только быть тактичным, но и строго хранить тайну. Никогда и никому он не может рассказать о грехах кающегося. Если бы священник непосредственно нарушил тайну исповеди, то был бы отлучен, а это наказание может снять только Папа. История Церкви знает примеры священников, которые предпочли принять мученическую смерть, чем выдать кающегося. Вспомним хотя бы о св. Иоанне Непомуцене. Тайна исповеди должна побуждать нас исповедоваться действительно искренне и без страха.
Как часто исповедоваться?
Христианин должен стараться жить в состоянии освящающей благодати. Может случиться, что из-за человеческой слабости он падет, но он не должен оставаться во грехе. Разрыв связи с Богом ведет к умножению грехов. Один тяжкий грех ведет за собой другие. Они становятся сетями, которые связывают и лишают свободы. Поэтому стоит исповедоваться регулярно, и, конечно, каждый раз, когда согрешим тяжко. Апостол призывает нас: “Не давайте места диаволу” (Еф 4,27). Таинство Покаяния — это лекарство от человеческой грешности. До тех пор, пока грехи не будут отпущены, они будут кровавой раной. Осознанные, исповеданные и отпущенные грехи могут оставить после себя “духовные шрамы”, но они уже не кровоточат. Таинство Покаяния — это Таинство внутреннего исцеления и развития, поэтому стоит прибегать к нему не только раз или два в год накануне праздников, а регулярно. Мы можем приступать к исповеди, и когда совесть не обличает нас в тяжких грехах, и исповедать повторяющиеся легкие грехи, слабости, привычки, привязанности. Через это Таинство Милосердный Бог лечит нас не только от серьезных ранений, но и укрепляет, чтобы мы не пали, столкнувшись лицом к лицу с серьезными искушениями.
Наше призвание — святость. Иоанн Павел II в апостольском послании “Novo Millenio Ineunte” написал: “Задать катехумену вопрос: “Хочешь ли ты принять Крещение?”, значит одновременно спросить его: “Хочешь ли быть святым?”” (NMI, 31). На пути неустанного развития и возрастания к полноте человечества Таинство Покаяния — незаменимая помощь. Поэтому не станем бояться исповеди и будем часто прибегать к этому лекарству от человеческих грехов и слабостей.