«По великой милости Твоей»

Книга делится на две части. Первая является введением в медитацию и представляет собой ряд пояснений, касающихся подготовки к молитве, и наставления, основывающиеся на библейских текстах. Вторая часть – это реколлекционные размышления, касающиеся внутреннего мира человека, его чувств, эмоций и устремлений. Но это не некий сборник, сочетающий в себе близкие по теме статьи разных лет. Это целостный взгляд на человека, размышляющего о Боге, познающем себя и на пути этого познания, стремящегося все больше открываться на действие Святого Духа.

«Медитация – это слово в наше время стало магическим, потому что человек ищет исцеляющие силы, способные отвести угрозу от человечества и от мира, которому он принадлежит» (Г. Вальдельфельс SJ).
Потребность к медитации, понимаемой в широком смысле, как бы закодирована в человеческой личности, но «у современного человека, втянутого в человеческую изменчивость и поэтому живущему как бы вне себя» (Иоанн Павел II) состояние медитации не возникает самопроизвольно. Ему необходимы «более, чем предшествующим поколениям методические указания, и он входит в состояние медитации преимущественно с помощью сознательных усилий» (Дж. Лотс SJ).
В этой книге речь пойдет о способе медитации, представленном в «Упражнениях» св. Игнатия. Это не теоретические рассуждения, а ряд практических замечаний, правильное применение которых может помочь в продолжительной молитве, основанной на Слове Божием».

Так начинается книга о. Йозефа Августина, первый же абзац которой показывает, что перед нами не некое развлекательное чтиво на религиозную тему, а текст, требующий к себе более чем серьезного отношения. Возможно, сами размышления, приводимые здесь, окажутся трудными для индивидуального молитвенного осмысления. Тем более, что и автор постоянно говорит о необходимости духовного наставничества на пути «Духовных Упражнений». Однако, многие мысли, почерпнутые в данной книге, могут помочь не только новоначальным, но и тем, кто в Церкви уже не первый год по-новому взглянуть на свою молитву и обогатить ее чем-то новым.

Эта книга интересна еще и тем, что она не выделяет духовную жизнь из общего строя нашего существования, а, напротив, указывает, каким образом все человеческое существо, в том числе и тело, положение которого должно помогать в молитве и размышлении, и психика, состояние которой может препятствовать правильному восприятию Божьего Слова, все должно быть направлено на встречу с Богом.

Вторая часть книги посвящена именно психологическому состоянию верующего, его чувствам, эмоциям и страхам.  Не обходит автор стороной и такую сложную тему как сексуальная жизнь. И пусть сведения кажутся иногда недостаточными и даже схематичными, тем не менее, они заставляют по-новому увидеть себя и задать себя новые вопросы.


«Мир человеческих чувств – это темный лес, настоящие джунгли, в которых легко заблудиться
», — пишет о. Йозеф Августин.

И предлагает нам в эти джунгли углубиться, обещая не только увлекательное путешествие, не только умение руководить своими чувствами и помыслами, но и истинное обращение. Обращение как

«изменение не какой-то одной стороны человека, но всей его личности: мышления и чувств, разума и сердца /…/, которое является центром личности, средоточием всех жизненных сил человека».

Еще раз повторю, что желательно по этой дороге идти не одному. Духовный наставник

, «обращаясь к мудрости Церкви, к собственным знаниям и жизненному опыту /…/ призван помочь /…/ разобраться в мире «чувственных переживаний», которые касаются не только того, что происходит в душе человека, но также и в человеческой психике».

Но и самостоятельное прочтение обязательно принесет свои плоды или, как минимум, заставит задуматься и внимательнее вглядеться в себя. Вдруг там, на глубине и мелькнет пусть маленькое, но неугасимое пламя.

Анна Гольдина

Оставьте комментарий