Братья и сестры, можно задать вопрос, что мы празднуем на Тайной Вечере? Мы прежде всего продолжаем обряд евреев, которые в эту ночь праздновали Пасху. Празднуя Пасху, они праздновали своё освобождение от египетского рабства. За 1230 лет до Рождества Христова они освободились от власти фараона и каждый год праздновали это событие. Поэтому для евреев праздник Пасхи был прежде всего праздником свободы. Они также вспоминали, как трудно им было учиться быть свободными, как они просили Аарона сделать им золотого тельца, чтобы поклоняться ему, чтобы отдать ему свою свободу, потому что боялись быть свободными.
Сегодня вечером мы продолжаем этот обряд еврейского народа. Однако теперь речь идет об освобождении не только одного народа, но об освобождении всего человечества. Мы также в Пасху празднуем нашу свободу, наше освобождение от власти греха. Но мы, как и древние евреи, тоже боимся быть свободными. И сегодня Христос учит нас, что значит быть свободным.
Мы часто думаем, что быть свободным значит не зависеть ни от кого и ни от чего. Мы думаем, что быть свободным значит контролировать самого себя и обстоятельства своей жизни. В последние десятилетия часто повторяются слова: «Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Эти слова можно назвать девизом индивидуализма. Но через установление Евхаристии Христос говорит нам, что это не так, свобода там, где общение в любви.
Самое удивительное и парадоксальное то, что в праздник, который был для евреев символом свободы, Христос делает себя рабом. Умывать ноги гостям было делом рабов. Евреи, даже будучи рабами, не должны были выполнять эту работу, ее выполняли рабы-иноземцы. Но сегодня Христос показывает нам, что свобода выражается в служении. Как говорит апостол Павел, Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп, 2, 7). Этим Христос хочет показать своим ученикам, а значит и всем нам, что настоящая свобода ведет к служению. К служению, избранному добровольно, осознанно и свободно.
Это служение должно помогать другим быть свободными, а не делать их зависимыми от нас. Не случайно Христос выбирает именно этот жест. Можно задать себе детский вопрос: зачем нам нужны ноги? Во-первых, они позволяют нам стоять. Умывая ноги своим ученикам, Христос показывает, что мы призваны стоять перед Богом. Во-вторых, ноги позволяют нам не быть привязанными к одному месту, а свободно перемещаться, что символизирует свободу действий. Таким образом Христос, омывая ноги своим ученикам, восстанавливает их достоинство и свободу. Быть свободными – это прежде всего осознавать своё достоинство чад Божиих.
Можно задать также вопрос, почему евангелист Иоанн, в отличие от других евангелистов, не рассказывает об установлении Евхаристии, хотя он присутствовал при этом событии, сидя рядом со Христом. Иоанн рассказывает только об эпизоде омовения ног, который отсутствует в других Евангелиях. Многие экзегеты объясняют это тем, что Иоанн писал своё Евангелие позже, чем другие евангелисты и не посчитал нужным описывать то, что уже написано в других Евангелиях. Но можно предложить и другое объяснение. Для Христа умыть ноги и дать Себя в пищу – это одно и тоже. Как говорил Игнатий Антиохийский перед своей мученической смертью: «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым» (Посл. к рим. 4, 1). Тот, который отдает себя полностью в служении своим братьям, становится действительно хлебом Христовым, евхаристической пищей для своих братьев. Мы часто вместо того, чтобы отдавать себя в пищу нашим братьям, стремимся защищать свою правоту, свои интересы, свои идеи, хотим иметь власть над ними. Но апостол Павел говорит: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим 12, 1).
Вот почему евангелист Иоанн не рассказывает о Тайной Вечере, или вернее, он рассказывает о ней по-другому, приглашая нас служить нашим братьям и становиться для них Евхаристией, хлебом Божиим.
Христос совершил самый свободный жест в истории человечества: Он стал рабом. Он сделал это для того, чтобы мы стали свободными. Давайте и мы, братья и сестры, отдадим себя полностью служению Богу и ближнему, чтобы стать Евхаристией – хлебом жизни, подобно Христу, живущему и царствующему во веки веков. Аминь.