Каждый год, с самого детства, Иисус отмечал Пасху в Иерусалиме. В трагическом 30-м году, Пасха приходилась на субботу 8-е апреля. За неделю до праздника, в воскресенье 7-го нисана Иисус въезжает в Иерусалим и до самой среды учит народ в Иерусалимском Храме. Вечером в четверг Он велит ученикам приготовить для Него пред-пасхальный ужин. Этот ужин стал последним из всех, проведенных учениками рядом с Учителем.
Пытались ли Вы когда-нибудь представить себе, что происходило в тот давний вечер на втором этаже дома стоявшего на окраине Иерусалима? Если пытаясь вы нарисуете себе картину обычного дружеского ужина – Вы будете очень далеки от истины. В тот вечер, город ждал праздника – великого вечера Пасхи – и поэтому все, что происходило в иерусалимских домах, свершалось в согласии с древними иудейскими ритуалами. Еще и сегодня в благочестивых еврейских семьях существует обычай поздно вечером, накануне субботних или праздничных дней собираться всем вместе для ритуальных трапез – соблюдал этот обычай и Иисус.
Подобные «званые обеды» происходят по строгому, раз и навсегда установленному ритуалу. Начинаются они обычно с легких закусок, причем над каждым блюдом произносится отдельное благословение. После этой вступительной части собравшиеся молились и совершали обрядовое омовение. Обычно раб, или самый младший из присутствующих обходил стол и омывал гостям руки, однако в тот вечер все было иначе: Сам Царь Иудейский, Сам Иисус подошел к каждому из своих учеников и омыл им не руки а ноги! – это было первое, но далеко не последнее нарушение ветхозаветного ритуала. За омовением по обычаю следовала главная часть вечера — Благодарение (по-гречески эта часть вечера называется Евхаристия).Председательствующий брал чашу с вином, разбавлял вино водой и отхлебнув от нее, передавал своим товарищам. Благодарственная молитва, которую в тот давний вечер произнес Иисус, приводиться в 17-й главе Евангелия от Иоанна. Перечитайте эти слова, прислушайтесь к тому, за что в тот вечер Сын благодарил Отца. Придя сегодня в храм, попробуйте по-новому взглянуть на все, что здесь происходит. Удастся ли Вам представить себе, что в тот вечер, закончившийся почти две тысячи лет тому назад, все было точно так же как сегодня в вашей церкви? Эти слова, эти обряды были священны уже для Него, а сегодня их произносим мы…
Когда поздно вечером, воспев, согласно тому же самому ритуалу псалом, Иисус и Его ученики перешли на другой берег протекавшей за Иерусалимом реки Кедрон, Иисус был арестован, и на следующий день в спешке предан мучительной казни. Бог, повелевший Израилю ежегодно приносить Ему пасхальную жертву, Сам выбрал Себе Агнца. Тело Иисуса не успели толком подготовить к погребению, но когода на утро первого дня недели женщины, подруги Его матери, принесли к могиле все необходимое, Его тела они там уже не нашли. Как писал великий английский мыслитель Гилберт Кейт Честертон – «Наверное даже самые близкие друзья Иисуса не понимали в то утро, что же такое произошло, что же случилось в ту ночь. Пришел конец той великой и славной истории, которая была историей только человеческой. Ее герои умели только жить, а потому не могли не умереть – и вот они умерли. Придя к пустой гробнице Мария Магдалина увидела Господа, но не узнала Его, а приняла за садовника, который забрал и спрятал тело. В каком-то смысле Магдалина была права – человек снова увидел первый день Творения – новые небеса и новую землю – и Господь-Садовник гулял по саду в прохладе рассвета…»
Илья Стогов