Иоанн Павел II Алексу Хаварду: «Ты грузин, как… Сталин?»

Иоанн Павел II —  гигант духа в ХХ веке, обладал великим видением, которое можно выразить в его словах, почерпнутых из Писания, которыми он начал свой долгий понтификат: «Не бойтесь!», и в тех словах (из его личного завещания), которыми он закончил его: «Человечеству, которое временами кажется погибшим, подвластным силе зла, эгоизма и страха, воскресший Господь предлагает в дар Свою любовь, которая прощает, примиряет и вновь наполняет духом надежды».

Польский Папа начал свой понтификат в тот момент, когда Католическая церковь казалась скорее мертвым телом, чем живым организмом. За 25 лет он привил новое чувство гордости за Католическую церковь и верность ей миллионам католиков, прежде всего молодежи. Надежда, о которой он говорил, не была сентиментальна, но имела твердые богословские основания, она коренилась в вере и призыве к героическому свидетельству и героическим поступкам.

 

Я встретился в Риме с папой Иоанном Павлом II в 1995 г. на Пасху. Когда он услышал, что во мне есть грузинская кровь, то улыбнулся своей незабываемой улыбкой и сказал: “Ты грузин, как… Сталин?” Это прозвучало как шутка, и, наверное, не очень хорошая. Но в устах человека такого духовного масштаба даже самые неудачные шутки имеют трансцендентный смысл. Мне тут же на память пришли слова святого Хосемарии Эскривы, основателя Opus Dei: “Сотри служением своим липкие и смрадные следы, оставленные всюду сеятелями ненависти. Зажги земные пути Христовым пламенем, которое ты носишь в сердце своем” (Путь, пункт 1). Своими словами папа римский словно предложил мне целый жизненный план – сотри, очисти, воспламени! – и его слова я никогда не забуду.

 

Множество молодых мужчин и женщин, которые приветствовали Папу в его многочисленных заграничных поездках и собрались на площади св. Петра, чтобы поддержать его во время его агонии, засвидетельствовали мощное обаяние его личности и его послания человечеству. Когда он скончался 2 апреля 2005 г., Католическая церковь, какие бы проблемы она ни испытывала, была наполнена жизнью.

 

Иоанн Павел II был славянским Папой, философия которого вдохновлялась не Гегелем или рационалистами, но такими славянскими мыслителями, как Адам Мицкевич и Владимир Соловьев. Будучи далек от того, чтобы исключить Бога из человеческой истории, он стремился распознать знамения времени, требующие от современных христиан конкретного ответа. Как заметил биограф Папы Джордж Вайгель, «именно потому, что Иоанн Павел II убежден в том, что Бог находится в центре человеческой истории, он мог, призывая мужчин и женщин к религиозному и нравственному обращению, давать им инструменты сопротивления, которые коммунизм не мог затупить».

 

Александр Хавард,
основатель Института Нравственного Лидерства

Фото: Юлия Иванова

Оставьте комментарий