Братья и сестры, легко было поверить в воскресение в пасхальную ночь, когда мы все пели «Христос воскрес из мертвых». На второй день Пасхи это уже труднее. Христос воскрес? Но какие у нас есть доказательства? Нет прямых свидетелей, нет репортеров. Важнейшее событие в истории мира происходит ночью, в тишине, в тайне! На самом деле это нормально. Каждый из нас испытал в своей жизни, что чем важнее для нас событие, тем больше хочется сохранить его в тайне. Для меня такое объяснение пасхальной тайны достаточно, ибо самые важные истины невозможно доказать. Я не могу вам доказать, например, что Николай – мой друг; я могу только показать, что я люблю его, но доказать невозможно. То же самое можно сказать по отношению к воскресению Христа.
Однако наша вера в воскресение не просто субъективна или иррациональна. У нас есть некоторые объективные знаки, на которые опирается наша вера. Конечно, эти знаки недостаточны, но они важны. Как говорил философ Паскаль, «есть достаточно света для тех, кто готов видеть, и достаточно тьмы для тех, кто видеть не желает».
Первый знак – материальный: пустой гроб и пелены лежащие. Конечно, пустой гроб не доказывает воскресения, но он заставляет задуматься. Лежащие пелены и свитый плат особенно важны для евангелиста Иоанна. Если Тело Христово унесли, почему пелены остались лежать во гробе?
Второй знак более важный: свидетельство апостолов, которые видели Христа воскресшим. Это был не призрак: они видели Его, ели и пили с Ним, а Фома даже прикасался к ранам Его. Конечно, можно решить, что апостолы просто испытали коллективную галлюцинацию: они так надеялись на воскресение Иисуса и так ждали его, что оно им вообразилось. Но евангелисты свидетельствуют, что, наоборот, апостолы ничего не ожидали после смерти Христа и не поверили женщинам, возвестившим им о воскресении, а апостол Фома не верил даже свидетельству своих друзей. Здесь нет самовнушения! Наоборот, одно неверие. Только истинное воскресение Христа может объяснить резкую перемену, произошедшую в жизни апостолов после этого события.
Конечно, братья и сестры, вы можете еще возразить, что евангелист сам придумал неверие Фомы, чтобы его рассказ был более убедительным. Тогда у меня остается последний довод, от которого вы, надеюсь, не можете отказаться. На протяжении двух тысячелетий тысячи людей, начиная с апостолов, выбирали жизнь со Христом вместо смерти, веру вместо абсурда, любовь вместо ненависти. Эти люди вышли из своих гробов, отвалили камень своих грехов, своих страхов, своего эгоизма, своего неверия. Этот выбор, братья и сестры, вы это знаете из вашего собственного опыта, не может быть просто человеческим. Это действие Бога внутри нас, это сила воскресшего Христа, живущего и действующего в Своей Церкви.
Давайте же и мы сегодня восстанем из гробов наших. Пусть воскресший Христос живет в нас и дарует нам жизнь во веки веков. Аминь.
Иакинф Дестивель, ОР