Сегодняшний отрывок Евангелия обычно является поводом, чтобы показать, как апостол Фома переходит от неверия к вере. Но, как мне кажется, этот текст больше говорит о страхе, чем о неверии. Вера апостола Фомы является больше победой над страхом, чем победой над сомнениями. После смерти Христа страх господствует среди учеников. Евангелист говорит, что «двери дома, где собирались ученики, были заперты из опасения от Иудеев» (Ин 20,19).
После смерти Христа только два человека среди Его учеников не боятся. И эта победа над страхом ведет их к вере. Первый человек – Мария Магдалина. Все другие женщины, когда обнаружили пустой гроб, испугавшись, убежали. Евангелист говорит, что «их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк 16, 8). Мария Магдалина не боялась. Когда ангелы спрашивают у нее, почему она плачет, она произносит удивительные слова: «Унесли Господа моего» (Ин 20, 13). Для нее Иисус был не только другом и пророком, Он был для нее Господом. Итак, из-за того, что она признала Иисуса своим Господом, она не боялась. И благодаря тому, что она не боялась, она первая удостоилась явления воскресшего Христа.
Другой ученик, который не боялся – Фома. Есть интересная подробность в Евангелии, которую вы, наверное, заметили. Евангелист говорит, что Фомы не было с ними, когда приходил Иисус первый раз. Тогда как другие ученики сидели, запершись дома, он ушел. Мы не знаем, с какой целью он отлучался. Может быть, чтобы узнать последние новости или купить пищу для своих братьев. Во всяком случае, мы знаем, что он не побоялся выйти из дома. Его смелость нам уже известна: когда Фома узнал о смерти Лазаря, то сказал: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11, 16). И вот, благодаря тому, что он победил свой страх, Фома не только убедился, что перед ним воскресший Христос, но первым исповедовал свою веру, произнеся одни из самых проникновенных слов в Евангелии: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20, 28).
Эти два примера показывают нам, что вера – это не столько победа над сомнениями, сколько победа над страхом. Мы также, братья и сестры, заперты из-за разных опасений и страхов. Мы боимся экономического кризиса, изменения климата, терроризма, стихийных бедствий… Конечно, все эти опасности серьезные, но страх никогда не был хорошим советником, чтобы противостоять опасности. Откуда происходит этот страх? Свою жизнь можно строить двумя способами: на том, что я имею или на том, кем я являюсь. Если я строю свою жизнь только на том, что я имею, то действительно можно опасаться, что в любой момент я могу всё потерять, что появятся воры или изменятся обстоятельства. Но если я строю свою жизнь на том, кем я являюсь, тогда никто и ничто не может отнять у меня моей личности. Евангелие призывает нас строить свою жизнь не на том, что мы имеем, но на том, кем мы являемся. Не случайно заповедь «Не бойся!», «Не бойтесь!» так часто повторяется в Евангелии.
Христос открывается нам как человек, который не боялся: Он не боялся прикасаться к прокаженным, Он не боялся сесть за стол с мытарями, Он не боялся исцелять в субботу, Он не боялся угроз фарисеев, Он не боялся бури, Он не боялся выгнать продающих из храма, Он не боялся Каиафы и Пилата, Он не боялся стать рабом для всех. И поэтому Он был признан Господом. Христос призывает нас войти в Его доверие. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. (…) Ищите же прежде Царства Божия, и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф 6, 25.33). Перед лицом нашего страха Христос предлагает нам не безопасность, Он предлагает искать Царства Божия. Он напоминает, что сущность нашей жизни – не в том, что мы имеем или делаем, а в том, кем мы являемся перед Богом. А мы являемся возлюбленными детьми Божьими. Итак, противоположность страху – не смелость, а вера. Вера, которая призывает нас, осознав свои ограничения, искать Бога и стремиться улучшить этот мир.
Несмотря на то, что ученики были заперты, Христос стал посреди них в их мраке. Так и для нас, несмотря на то, что наши сердца закрыты из-за наших страхов, Христос хочет прийти к нам сегодня, сейчас и дать нам свой мир. Аминь.
Иакинф Дестивель, ОР