Сегодня Церковь воспоминает святого Афанасия Великого, епископа и Учителя Церкви, которого часто называют «Учителем Воплощения». Афанасий Александрийский принадлежит к поколению великих Отцов Церкви четвертого века, которые были одновременно замечательными пастырями и богословами. Афанасий всю свою жизнь боролся против арианства. Арий был священником в Александрии. Под влиянием греческой философии он представлял Бога как недостижимую холодную сущность, а Христа как сотворенного Богом посредника между Творцом и человеком, подобно демиургу в греческой мифологии. Сын Божий был, согласно его учению, совершенным, но сотворенным, как каждый из нас. И сегодня мы часто встречаемся с арианской концепцией Христа. Мир предпочел бы, чтобы Христос был выдающимся человеком, примером нравственности, а не воплощенным Богом. Даже и среди христиан в современном мире есть те, которым легче видеть во Христе великого пророка, необыкновенного святого, пример и совесть всего человечества, чем Сына Божия и Самого Бога. Как в прежние времена, так и сейчас трудно найти равновесие между божественностью и человечеством Христа.
В свое время Афанасий был почти единственным противником этой ереси. Он считал, что если бы Христос не был единосущным Отцу, Он не смог бы спасти нас. Слово Божие воплотилось не только для того, чтобы явить Себя миру, чтобы учить нас или дать нам положительный пример, которому надо подражать. Слово стало плотью прежде всего для того, чтобы взять на Себя наши грехи, чтобы сделать нас чадами Божьими. Если бы Христос был только посредником между Богом и человеком, Он не смог бы спасти нас. Афанасий, будучи простым диаконом, сыграл решающую роль в осуждении учения Ария на Никейском Соборе. Благодаря ему, Никейский Собор определил божественность Сына в тех словах, которые мы до сих пор произносим в Символе веры: «Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу». Став патриархом Александрии, Афанасий продолжал свою борьбу с арианством словом и пером. Сохраняя твердость веры, он был пять раз изгоняем из Александрии и в общей сложности провел в изгнании 17 лет.
Христос для нас не только пример, а воплощенный Бог. Но Афанасий – настоящий пример. Он, может быть, не пример кротости – мы знаем, что он был жесток со своими противниками. Но он великий подвижник веры. Часто для христиан вера кажется чем-то второстепенным. Нередко можно слышать, что самое важное в христианской жизни – добрые дела, нравственные поступки, достижение святости через очищение. Или часто думают, что у каждого своя вера, что веру можно приспособить к своим собственным интересам и убеждениям. Или бывает, что мы предпочитаем принимать веру как нечто целое, с которым мы соглашаемся в принципе, не задавая себе никаких вопросов. Мы часто отказываемся от углубления своей веры, думая, что это слишком сложно. Не так поступал святой Афанасий: для него слово «истина» не было пустым. Истина была для него настоящим образом Бога. Конечно, путь к истине всегда трудный. На этом пути мы встретим противоречия и сомнения. Но святость касается не только наших добрых дел. Есть еще святость ума, которая помогает нам найти Того, Который назвал Себя Путем, Истиной и Жизнью.
Иакинф Дестивель ОР