На прошлой неделе, в день Пятидесятницы, мы праздновали Сошествие Святого Духа, а в это воскресенье – торжество Пресвятой Троицы, которое как бы обобщает весь пасхальный литургический цикл. Поэтому давайте вместе совершим крестное знамение: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Мы так часто повторяем этот жест и произносим эти слова, что не осознаем великой тайны, которую знаменуем.
Исповедание Троицы – основа и сердце нашей веры, тем не менее, надо признать, что этот догмат мало влияет на нашу духовную жизнь. Обычно наши отношения с Богом ограничиваются отношениями с Иисусом Христом. Правда, перед Пятидесятницей мы молимся Святому Духу, но потом опять забываем о Нем. Мы забываем, что Иисус, Сын Божий, во плоти пришел на землю, чтобы открыть людям тайну Троицы. Эта тайна – не абстрактная схема, далекая от нашей повседневной жизни, она должна находиться в центре, в сердце нашей веры, нашей молитвы, наших поступков. В XIX веке одного русского христианского философа упрекнули в том, что у христиан нет социальной программы. Тогда он ответил: «Наша социальная программа – это догмат о Троице». Этим он хотел сказать, что догмат о Троице – не просто богословская формулировка, а жизненно важная истина, которая влияет на всю человеческую жизнь, в том числе и социальную. Русские философы и богословы, может быть, больше, чем другие это осознавали.
Не случайно самую известную икону Троицы написал русский иконописец святой Андрей Рублев. Интересно отметить, что название этой иконы не «Троица», потому что Троицу изобразить нельзя, а «Гостеприимство Авраама». Андрей Рублев запечатлел известное библейское событие, когда патриарх Авраам принимал у себя трех ангелов, приготовив им трапезу. Святые отцы видели в этом тексте пророчество о Святой Троице. Три ангела смотрят друг на друга, между ними происходит глубокий внутренний диалог. Говорят, что Андрей Рублев написал эту икону как символ примирения русских князей, как знак того, что можно жить в единстве, сохраняя различия. Эта икона является также образом Евхаристии, три ангела сидят вокруг алтаря и как будто приглашают нас участвовать в трапезе Агнца. Созерцая эту икону, мы понимаем, что тайна Троицы – не абстракция, а основа нашей веры и нашей жизни: когда мы, подобно Аврааму, приглашаем к себе Бога, то обнаруживаем, что это Он приглашает нас войти в Его жизнь. Он приглашает нас не просто стоять рядом и смотреть, но участвовать в Его жизни – войти в общение Отца и Сына в Духе Святом.
Когда этот русский философ сказал, что «наша социальная программа – это догмат о Троице», он подчеркнул очень важный аспект нашей веры: наш Бог не абстрактный высший принцип, не неведомая сила, это Единство Трех Личностей. Отцы Церкви даже изобрели новый термин на греческом языке, чтобы это выразить: три ипостаси. Этот термин объясняет, что Бог един и одновременно – Троица: это Три Личности, у которых та же самая сущность. Это выразили русские философы, говоря о всеединстве, т. е. о единстве в различии, что и есть символ Троицы. Для нашей духовной жизни это принципиально важно, так как это означает, что наш Бог не является замкнутым в себе одиноким Вседержителем, в Боге существует глубокая внутренняя жизнь – общение в любви. Мы сотворены по образу Божию, а значит по образу Пресвятой Троицы. Как и Лица, личности Святой Троицы, мы существуем для общения в любви, мы созданы, чтобы дарить себя друг другу. Именно в этом даре мы обретаем свое истинное лицо. Только на основе такого общения может строиться Церковь. Только такое общение в любви является образцом для построения любого человеческого общества, как подчеркивается в социальном учении Церкви.
Попросим, чтобы Господь открыл наше сердце к постижению тайны Пресвятой Троицы и научил нас жить этой тайной. А самое главное, даровал нам благодать обрести свое истинное лицо в даровании себя другим. Пусть наша жизнь становится таким даром во славу Отца Небесного через Иисуса Христа в общении Святого Духа. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР