Вот уже полгода в интернете не утихают споры по поводу статьи профессора Йельской школы права Эми Чуа. Она утверждает, что китайская модель воспитания дает много лучшие результаты, чем все американские системы вместе взятые.
Американское общество – система весьма неоднородная. Оно состоит из представителей множества европейских культур, несущих наследие своих предков, вне зависимости от того, когда они переселились на благословенные земли Нового Света. Соответственно воспитательная модель ирландцев будет несколько отличаться от жизненных принципов выходцев из Франции. Мы сознательно не упоминаем о довольно активном арабском крыле американского общества, потому что госпожа Чуа противопоставляет себя именно «европейцам». Впрочем, говоря о своем воспитательном превосходстве над американками, она переносит свой особый взгляд и на европейцев в целом. И во многом она права. То, что отличает эту часть человечества – это принадлежность к христианской традиции. Даже те семьи, где давно забыли о своих католических, лютеранских или кальвинистких корнях, все равно несут в себе зерна прежних представлений.
Если брать это противопоставление в глобальных масштабах, то перед нами откроется дивная картина утверждающегося превосходства конфуцианства над кажущимся ему слабым христианством.
И все-таки давайте по порядку. Какую модель китайского воспитания выстраивает Эмми Чуа?
Для начала приводятся 9 пунктов, которым следует любая китайская мать, воспитывая своего отпрыска. Китайским детям нельзя:
1. оставаться на ночь у подруги
2. участвовать в школьных спектаклях
3. жаловаться по этому поводу
4. смотреть телевизор или играть в компьютерные игры
5. самим выбирать факультативы в школе
6. получать какие – либо другие отметки кроме «отлично»
7. не быть лучшим учеником класса по всем предметам, кроме физкультуры
8. играть на каком-либо другом инструменте кроме пианино и скрипки
9. не играть на пианино и скрипке
Что можно китайским детям: ЗУБРИТЬ! Как мы узнаем из размышлений почтенной госпожи профессор, любые дети не любят учиться. Они отступают при первых же сложностях, поэтому самое правильное – это заставить их слушаться, дрессировать их до тех пор, пока результат не будет на «отлично». Надо отдать должное китайским мамам, которые после тяжелого трудового дня, находят в себе силы, чтобы заниматься со своими детьми. Речь идет не о том, чтобы просто помогать выполнять домашние задания. Мама становится своеобразным репетитором, ежевечерне натаскивающим ребенка. Ее перфекционализм требует, чтобы ребенок всегда был отличником. Пятерку по английскому языку или по математике китаянка воспринимает как оценку себе как матери, воспитателю, педагогу и гражданину. Так что не мудрено, что увидев в дневнике у своего малыша четверку, женщина начинает рвать на себе волосы и метаться в поисках срочного решения навалившейся на нее страшной проблемы.
В любой американской школе можно встретить ребенка, выходца из Китая. И можете не сомневаться, что он закончит обучение с золотой мантией и в золотой шапочке. Об этом хорошо известно во всех университетах, представители которых в период подачи документов в открытую заявляют, что будут не очень благосклонны к отличникам – выходцам из Азии. Не надо думать, что речь идет о расовых предпочтениях. Дело в том, что зубрилки редко показывают действительно хорошие результаты, начав заниматься научно-исследовательской или, упаси Бог, творческой деятельностью.
Еще одним интересным фактом является то, что во многих странах мира и в США, в первую очередь, существует программа поддержки и развития детей-вундеркиндов. Для этих детей проводятся специальные развивающие занятия. К ним приходит особый психолог. Так вот, среди этих детей процент китайцев ничтожно мал. Не потому, что у выходцев из этой страны не рождается талантливых детей… Дело в том, что вундеркинд не бывает талантлив абсолютно во всем. Развитие его способностей, значительно опережающих не только сверстников, но, что более важно, его психофизическое состояние, требует колоссальных затрат энергии. Ребенок, которого по всем предметам заставляют зубрить на «пять», просто не имеет физической возможности развивать тот талант, который в нем заложен от рождения. Впрочем, китайская система подготовки вообще не дает развиваться никаким талантам. Четкое следование поговорке «бойся не того, что ты чего-то не знаешь, а того, что ты чего-то не выучишь» вносит в жизнь ребенка множество стрессовых ситуаций и неразрешимых проблем.
Как утверждает госпожа Чуа, китайская мать пойдет на любые ухищрения, чтобы заставить своего отпрыска заниматься. «Мама всегда права» — первый постулат в воспитании. Родители лучше знают, что нужно их детям. Родители лучше знают, как жить их детям. Родители лучше знают, о чем думать их детям. И за все это дети должны быть им по гроб жизни благодарны. В этом, по мнению китайской мамы, несомненное превосходство конфуцианской модели уважения к старшим над христианской заповедью о почитании родителей.
«Мы знаем, как растить талантливых и успешных детей», — говорят китайские мамы. Хочешь добиться от ребенка послушания и четкого исполнения поставленной задачи – задень его достоинство, унизь и оскорби его. Действительно, дети очень честолюбивы. Они легко уязвимы грубыми насмешками и сравнениями с другими детьми, особенно когда все это звучит из уст собственной мамы. «Ты – толстая корова», — спокойно скажет мама-китаянка своей дочери, подталкивая ее к мысли о диете. Китайцы не миндальничают со своими детьми. Почему? Как утверждает Эмми Чуа, потому что они верят в то, что ребенок способен очень на многое, что у них завышенная планка для своих детей и они уверены, что малыш или подросток способны дотянуться до нее вне зависимости от заложенных в него природных способностей…
Вроде бы выстраивается стройная модель, нацеленная на достижение высоких результатов. В этой модели есть только одно слабое звено, но оно способно перевесить все остальные доводы. Почему все эти мамы, хорошо знающие как растить детей, не захотели жить в стране, построенной по тем же самым принципам? Почему они уехали в среду пронизанную, по их мнению, разнеженностью и слабостью? В Китае сейчас вполне можно заработать на достаточно безбедное существование, а вот обрести свободу, выйти за пределы привычной психологии – для этого нужно пересечь океан…
Впрочем, для жителей Петербурга вопрос конкуренции с выходцами из Китая не стоит. Зато каждый из нас знает множество «китайских» мам среди своих знакомых и нередко замечает чисто «китайские» черты за собой. И это не удивительно. Советская школа, весьма далекая от идей даосизма и конфуцианства, пропагандировала именно такой подход. Вспомните нудных отличников прошлых лет. Скучные зубрилки, лишенные увлечений, выбирающие вуз, потому что мама сказала, а не по велению сердца. А дальше скучный институт на одни «пятерки» и скучная работа. В итоге не удовлетворенность жизнью и тоска.
Если тщательно присмотреться к представителям российской элиты, имеется в виду научной или литературной, даже, на худой конец, политической, окажется, что процент тех, кто учился в школе и даже в институте на твердые «тройки» невероятно велик. Особенно если сравнивать со странами Европы и Америки. Как утверждают педагоги и психологи проблема здесь именно в особенностях системы образования, нацеленной на воспитание не думающих людей, а унылых всезнаек. Вспомните, какие сочинения при поступлении в вузы котировались лучше других – те, в которых абитуриент приводил максимальное количество цитат из критических статей о выбранном произведении. Люди, которые не умеют думать, легко управляемы. Множественность знаний дает ощущение знания жизни…
Что можно противопоставить такой системе образования, между прочим, весьма соблазнительной? Любой маме приятно, когда ее ребенка хвалят и ставят в пример по всем предметам. Возникает и еще один вопрос: какой подход выбрать маме-христианке?
Ответ можно найти в первую очередь в Евангелиях. Вспомним двенадцатилетнего Иисуса, засидевшегося за богословской беседой в Храме. Во-первых, Ему нужно было врезать по первое число за непочтительное отношение к родителям. Во-вторых, какой уровень знаний должен быть у ребенка, чтобы его с вниманием и интересом слушали опытные учителя Закона? В-третьих, с каким уважением нужно относиться к личности ребенка, просто чтобы дать ему высказаться.
В этом особенность библейского подхода к воспитанию. Никто не отменяет обязанностей, связанных с изучением обязательных дисциплин. В конце концов, Иисус обучился мастерству плотника, хотя, скорее всего, изучение Торы Его радовало гораздо больше. Но ведь Ему нужно было как-то жить и содержать Свою Мать. Апостол Павел не брезговал делать палатки, хотя, наверняка, с детства тяготел к философским диспутам и путешествиям.
Помочь ребенку максимально раскрыть свои способности, помочь ему найти дело, которое будет приносить радость, а не только кусок хлеба. Разрешить ему думать и выбирать, не соглашаться и спорить. И в основе этого лежит уважение к ребенку. Сколько раз Иисус обращает в Евангелии внимание на детей. Не только потому что они умеют быть искренними и простодушными, но и потому что они умеют радоваться каждому даже пустяковому событию. И еще потому, что в них заложен богатейший потенциал, которому еще предстоит прорасти и дать обильные плоды, как горчичному зерну. Ведь иногда Царствие Божие это как ребенок в семье. Его можно упаковать множеством знаний и установок. И в результате потерять его среди всех этих чрезвычайно важных вещей. А можно не накрывать его как светильник из притчи сосудом, а поставить на центр комнаты и тщательно вглядываться в присущие только ему таланты и особенности, чтобы помочь им раскрыться.
Все-таки для мамы-христианки важнее не собрать коллекцию отличных оценок в табеле или в дипломе, а научить своего малыша быть собой, ощущать свою индивидуальность и быть на «пять» в глазах Божиих.
Может быть, вы со мной не согласны?
Анна Гольдина