Фарисеи и иродиане приготовили Иисусу ловушку: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?». Фарисеи были противниками римской оккупации, тогда как иродиане поддерживали римские власти. Если Христос ответит «да», фарисеи обвинят Его в сотрудничестве с оккупантами. Если ответит «нет», тогда иродиане обвинят Его в сопротивлении законной власти. Фарисеи и иродиане объединились, чтобы уловить Иисуса. На самом деле их не интересует истина. Можно только удивляться тому, как Иисус находит выход из этой, казалось бы, безвыходной ситуации. Итак, Он отвечает им: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
Ответ Иисуса показывает, что Он не хочет поддерживать одну сторону против другой. Мы часто хотим, чтобы Бог оправдывал наш выбор, особенно политический. Но Христос никогда не хотел вмешиваться в политические и общественные дела. Вспомним, как Он ответил человеку, просившему Его: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк 12, 13-14). Христос уважает свободу и достоинство сотворенного Им человека. Он считает нас способными самостоятельно решать такие вопросы.
Однако нам надо искать более глубокого содержания в этих словах Иисуса. Такой ответ Христа – это не просто способ, чтобы уйти от ответа. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Мы обычно понимаем это выражение так, как будто наша жизнь состоит из двух частей: одна часть нашей жизни относится к мирским вопросам, другая – к духовным; одна часть – для человеческих дел, другая – для Бога; одна часть – для семьи и работы, другая – для молитвы. Как будто кесарь и Бог – две власти или две составные части нашей жизни. Конечно, такая интерпретация – глубокое заблуждение. Наша жизнь не разделена на две части, ибо вся наша жизнь должна быть посвящена Богу.
«Отдавайте кесарево кесарю». Прежде всего Христос этим хочет сказать, что надо платить подать. Евангелист Матфей рассказывает, как Иисус велел Петру заплатить подать за них обоих: «Чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф 17, 27). Апостол Павел также скажет, что надо подчиняться власти, ибо «нет власти не от Бога» (Рим 13, 1). Это наш долг – участвовать в политической жизни своей страны. Папа Пий XII сказал даже, что политика – это высшая форма милосердия. В своей энциклике «Deus caritas est» о социальном учении Католической Церкви папа Бенедикт XVI продолжает его мысль и призывает христиан участвовать в политической жизни, чтобы преображать наше общество и наш мир.
Однако Христос знает также об опасности, которой чревата любая власть. Поэтому Он и просит, чтобы Ему показали монету, которой платят подать. Надпись на динарии, обрамляющая изображение императора, гласит: «Образ божественного кесаря». В Римской империи кесарь был почитаем как бог. На самом деле любая власть, даже самая маленькая, таит в себе такую опасность – занимать место Бога. Во всякой власти таится опасность считать свое мнение единственно верным, использовать свою должность, чтобы служить себе самому, а не другим. Со стороны подданных также есть опасность обожествлять власть. Христос всегда обличал подобный авторитаризм и раболепство. Он учит своих учеников: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф 20, 25-26). Как мы слышали сегодня в первом чтении, Бог через пророка Исайю обращается к царю Киру и говорит ему, что он, будучи могущественным царем, тем не менее, является лишь орудием в руках Бога: «Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы» (Ис 45, 1). Вспомним также, как Иисус во время своих страстей говорит Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин 19, 11).
«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Учение Христа, конечно, глубже, чем гражданское воспитание. Христос не учит нас, что надо 50 процентов своей жизни отдавать кесарю, а 50 – Богу, ибо всё принадлежит Богу, и все кесари будут призваны ответить перед Богом за свои дела. Мы отдаем кесарево кесарю, потому что живем в этом мире и отдаем Божие Богу, ибо мы не от мира сего. Важен не образ кесаря, изображенный на динарии, а то, что в каждом из нас запечатлен образ Бога, живущего и царствующего во веки веков. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР