Миссия Папского коллегиума „Руссикум” в 1929 – 2009 гг.

Вступление

В 2009 г. исполнилось 80 лет с момента учреждения в Риме учебного заведения, названного Папским коллегиумом «Руссикум». Оно сыграло немалую роль в отношениях между Апостольской Столицей и российским народом в XX в. В соответствии с замыслом папы Пия XI коллегиум должен был готовить пастырей для миссии в среде русских людей, в том числе тех, которые находились в Советской России.

russicum

Постараюсь представить роль, которую коллегиум «Руссикум» сыграл  в период сохранения и возрождения веры в СССР. Основным источником для этого доклада являются мои практические знания, приобретенные в течение нескольких лет, когда я приводил в порядок архив коллегиума и исследовал его содержание. Кроме этого, я использую немногочисленные работы об истории «Руссикума».

1. Возникновение и развитие «Руссикума».

Христианский мир отдавал себе отчет в том, какое преследование религии развязано в СССР, но все попытки вступиться за преследуемое духовенство и верных вызывали реакцию, обратную ожидаемой. Большевистская атеистическая пропаганда видела в таких заграничных вмешательствах повод для обвинений, которые обращались против пастырей, еще находившихся на воле. Остававшиеся на тот момент в СССР католические священники были либо расстреляны, либо заключены в тюрьмы, либо сосланы. Такая же судьба ожидала немногих священников, которые тайно обучались в самом СССР.

Значительному разрушению подверглась в России и Православная Церковь.

В такой ситуации Апостольская Столица не переставала искать способ помочь верующим в России. При ватиканской Конгрегации Восточных Церквей была создана комиссия «Pro Russia». Во главе ее встал французский иезуит, до той поры бывший ректором Папского Восточного института, о. Мишель д’Эрбиньи (1) . После получения от папы Пия XI соответствующих полномочий для восстановления разрушенных большевиками епархиальных структур Католической Церкви, тогдашним нунцием в Мюнхене архиепископом Эудженио Пачелли (позднее папой Пием XII) д’Эрбиньи был тайно рукоположен во епископа. В этом качестве он в 1925-1926 гг. совершил три поездки в СССР. Он должен был тайно рукоположить несколько католических епископов для созданных в то время апостольских администратур. Однако большевики следили за довольно неосторожными шагами и самого епископа д’Эрбиньи, и рукоположенных им епископов и других апостольских администраторов(2).

russicum2

Кроме миссии д’Эрбиньи, большевики еще раз согласились на утопическую акцию Апостольской Столицы, которая должна была привести к легальному открытию в СССР католической духовной семинарии. С этой целью в конце 1926 г. совершили поездку в СССР два иезуита – Иосиф Леди (3) и Иосиф Швайгль (4) . Однако большевики не согласились на открытие семинарии, а обоих священников выслали из СССР (5) . Были и другие попытки подготовки католического духовенства для России, между прочим в Польше. Таким образом, Папский коллегиум «Руссикум» в Риме не был первым заведением, имевшим целью подготовку духовенства для России.

Начало «Руссикума» связано с канонизацией св. Терезы Младенца Иисуса. После этого события настоятельница монастыря, в котором когда-то жила святая, ее родная сестра, передала Святому Отцу Пию XI денежные пожертвования, полученные в связи с этим сестрами кармелитками, чтобы он использовал эти средства по собственному усмотрению. Папа постановил использовать эти средства на основание в Риме коллегиума для обучения русских священников. В Риме в прошлом уже возникали учебные заведения, готовившие кандидатов в священники, происходивших из стран, где вследствие гонений на христиан нельзя было организовать такое обучение. Значительную часть этих учебных заведений составляли папские коллегиумы, то есть находившиеся под особой опекой папы (6).

Коллегиум «Руссикум» был устроен в Риме в 1929 г. (7) поблизости от базилики Santa Maria Maggiore, по соседству в Восточным институтом (8) . «Руссикум» должен был готовить русских священников, чтобы, когда появится такая возможность, они могли поехать в СССР. Небесной покровительницей нового римского коллегиума стала св. Тереза Младенца Иисуса. Руководство коллегиумом папа Пий XI поручил Обществу Иисуса. Первым ректором стал словацкий иезуит о. Венделин Яворка (9)  .

duchovenstvo

Поскольку возможности въезда в СССР не существовало, было решено, что выпускники «Руссикума» будут направляться в качестве душпастырей в те католические общины или приходы, которые возникли по всему миру в среде российских эмигрантов. Когда оказалось, что среди русских нет достаточного количества призваний, было решено принимать в «Руссикум» не-россиян — кандидатов, принадлежавших к восточному обряду (например словаков или украинцев), или иных желающих, принадлежавших к латинскому обряду, которые были готовы посвятить себя в будущем миссионерской работе в России. Однако это было связано с необходимостью их перехода в восточный обряд. Затем вернулись к концепции биритуализма, которую уже после революции предлагал митрополит Могилевский, архиепископ Эдуард Ропп, высланный из Советской России в 1919 г.(10).

Коллегиум «Руссикум» объединял духовную семинарию и общежитие для клириков. Некоторые учебные занятия и воспитательные мероприятия проводились в самом коллегиуме, для изучения других дисциплин студенты посещали находящийся неподалеку Папский Восточный институт. Хотя в «Руссикуме» преподавателями были иезуиты, но студентов-иезуитов было немного. Учились там также члены других орденов, например мариане, студиты. Кандидаты-иезуиты жили в собственном доме, где проходили формацию, а на лекции отправлялись в Грегорианский университет. Однако был недолгий период, когда они жили вместе с другими студентами в «Руссикуме» и знакомились с восточной литургией.

xram

Концепция воспитания в «Руссикуме» была утверждена комиссией «Pro Russia», Конгрегацией по делам восточных Церквей и самим папой. Это воспитание должно было возбуждать у студентов любовь к русской культуре. Студенты «Руссикума», помимо изучения разных предметов, которые преподаются в духовной семинарии, углубляли знакомство с русским языком и культурой.

Создание «Руссикума» не имело целью, как утверждают тогдашние и современные критики, использования плачевного положения Православной Церкви для «окатоличивания» России. Пий XI защищал в своих выступлениях и православных в России. Это большевики видели в «Руссикуме» школу «шпионов Ватикана». Однако правда и то, что «Руссикум» возбуждал миссионерский дух в своих воспитанниках, подчеркивая, что Россия является полем для их миссии. Студенты «Руссикума» знакомились с положением, господствовавшим на тот момент в СССР, и поддерживали Россию своими молитвами. Доходившая из России информация о преследованиях религии и верующих побуждала их к ускорению обучения и интенсивной молитвенной жизни.

Литургическая жизнь коллегиума сосредотачивалась в находящейся рядом церкви св. Антония Пустынника, которой были приданы черты традиционной восточной архитектуры. Однако воспитателями, в том числе и преподавателями византийской литургики, были священники, воспитанные в латинском духе. Хотя они работали в «Руссикуме» с полной отдачей, но не всегда были способны мыслить в восточном духе.
В воспитании использовались выработанные и практикуемые в Обществе Иисуса в течение столетий типично латинские образцы духовности, аскезы и молитвы. Аскеза этого периода сильно подчеркивала готовность принесения жизни в жертву Богу и Церкви, то есть принятия мученической смерти. Акцентировалась необходимость подготовки к такой возможности через умерщвления и самоотречение. Ежедневные молитвы и добровольные самоограничения постулировались также как воздаяние Богу за грехи преследователей религии в России. Клирики, руководимые воспитателями-иезуитами, горели апостольским духом и готовностью принятия в будущем мученической смерти. В такой атмосфере в «Руссикуме» в 1934 г. возник самодеятельный кружок студентов, названный «Духовная ячейка».

trapeznaya

Такой дух господствовал в «Руссикуме» до самого начала II мировой войны. Уже тогда некоторая часть выпускников «Руссикума» находилась в разных миссионерских центрах, например в Маньчжурии, на территории восточной Польши, а также в других европейских странах. Некоторые из выпускников вследствие политических изменений, который произошли в 1939-1941 гг., оказались на территории СССР. Все они были арестованы, и одних настигла мученическая смерть, а другим выпало многолетнее тюремное заключение.

Во время II мировой войны коллегиум «Руссикум», обладавший независимостью как территория Ватикана, не мог, однако, иметь ректора — гражданина Франции, о. Филиппа де Режиса. Он должен был уехать во Францию, где занимался в основном организацией реколлекций. После II мировой войны во многих странах, не только европейских, появилось множество новых беженцев из России. В те места, где они были сконцентрированы, церковные власти посылали в качестве душпастырей священников — выпускников «Руссикума», чтобы охватить беженцев духовной опекой. Возникли и новые центры православного душпастырства.

Поскольку и в дальнейшем было мало русских кандидатов для рукоположения, в «Руссикум» продолжали принимать кандидатов из разных стран, принадлежавших как к восточному, так и к латинскому обряду. Местности, из которых в прошлом происходило большинство кандидатов, находились ныне либо под советской оккупацией, либо в социалистических государствах, где поместные греко-католические Церкви были ликвидированы. Поэтому не было возможности, чтобы новые кандидаты оттуда могли приехать в «Руссикум». Однако в Риме старались сохранить «русский» характер коллегиума. Литургия и молитвы по-прежнему были в восточном обряде, большинство книг в библиотеке было на русском языке, а внутреннее убранство помещений напоминало о России.

2. Изменения в концепции «Руссикума».

Положение начало радикально изменяться в период подготовки II Ватиканского Собора. Этим временем датируются оживленные контакты Католической Церкви с Русской Православной Церковью. Эта Церковь, полностью лишенная советской властью собственной воли, мобилизованная государством, присоединилась к международному экуменическому движению. Она послала своих наблюдателей на Собор. В «Руссикуме» также поселились россияне — православные студенты. В Католической Церкви начался отход от миссионерской риторики в сторону экуменической. Это произошло при немалом участии тогдашнего ректора «Руссикума», бельгийца о. Павла Майо. Он стал другом православных, приезжающих из СССР.

auditoria

Коллегиум «Руссикум» в течение многих лет активно участвовал в подготовке литургических книг и предметов культа, и в их отсылке в СССР. Это была главным образом помощь православным. Такая помощь не была предназначена для католиков в СССР, поскольку они в основном принадлежали к латинскому обряду и просто не смогли бы оценить византийские книги и предметы культа. Католики в СССР по большей части принадлежали к латинскому обряду (не считая формально ликвидированной греко-католической Церкви). Еще меньше было русских католиков. Такое положение вещей сохранялось до начала 90-х гг. XX века.

Коллегиум «Руссикум» пережил новые перемены. Он перестал быть семинарией для католических кандидатов во священство. На территории бывшего Советского Союза возникли римско-католические и греко-католические духовные семинарии. Поэтому «Русссикум» уже не должен был готовить священников для России. В «Руссикуме» появилось гораздо больше православных студентов из разных стран, в том числе из России. Значительную часть студентов по-прежнему составляют греко-католики из Украины, Словакии и других стран. Бывают там и студенты «экзотические», например из Индии или из Ливана.

lestnica

Новостью является то, что в «Руссикуме» поселяются священники латинского обряда, студенты римских учебных заведений, которые окончили духовные семинарии в России или в других странах. Возвращение «Руссикума» к первоначальным принципам организации сегодя, скорее всего, невозможно. В последнее время в «Руссикуме» студенты делятся на три более-менее равные группы: латиняне, греко-католики и православные.

Заключение

В период «перестройки» в СССР начали восстанавливаться католические структуры. Прибалтийские страны отделились от СССР. Бывшие советские республики обрели независимость. В Российской Федерации еще в 1991 г. возникли две католические апостольские администратуры во главе с епископами. Был разрешен приезд в Россию священников из-за границы.

Казалось бы, первыми священниками, которые поспешили бы в Россию, должны были быть выпускники «Руссикума». Однако оказалось, что таких были единицы. В Россию начали приезжать орденские и епархиальные священники из самых разных стран, в том числе очень много поляков, которые традиционно считались неподходящими для работы с россиянами. Апостольский администратор в Москве, архиепископ Тадеуш Кондрусевич, происходящий из белорусских поляков, очень охотно принимал помощь священников из разных стран. В своих проповедях он подчеркивал роль явления Матери Божьей в Фатиме, делая акцент на обращении России. Администратор Сибири, епископ Иосиф Верт, происходящий из российских немцев, притягивал к себе священников-немцев. Священники, которые приезжали в Россю, активно занимались апостольской работой, что Православная Церковь сразу громко назвала прозелитизмом. В России в 1993 г. появилась католическая духовная семинария. Контакты «Руссикума» и семинарии в России были и продолжают быть преимущественно спорадическими. Только время позволит оценить новую экуменическую роль коллегиума «Руссикум».

korridor

Резюме

Одним из проявлений заботы папы Пия XI о защите веры в советской России было основание в 1929 г. в Риме коллегиума «Руссикум». По замыслу папы, он должен был готовить русских священников византийского обряда, чтобы в будущем послать их в СССР. Ввиду продолжающихся преследований, выпускники Руссикума посылались в общины, возникшие в среде российской эмиграции. Недостаток числа призваний среди русских привел к тому, что в «Руссикум» принимались кандидаты латинского обряда, разных национальностей, желавшие вести миссионерскую работу в России. В воспитании студентов упор делался на любовь к России и на готовность к мученической смерти. В СССР «Руссикум» считался школой «шпионов Ватикана».

Под влиянием идей II Ватиканского Собора коллегиум «Руссикум» отошел от своей первоначальной миссионерской цели. Он стал общежитием, в котором живут студенты: священники, клирики, а также миряне обоих католических обрядов и представители многих православных Церквей.

о. Бронислав Чаплицкий
Перевод с польского А. Романовой

trapeznaya2

 

Примечания

(1) Мишель д’Эрбиньи (1880-1957). Французский иезуит. Его научные интересы сосредотачивались вокруг России. Ректор Папского Восточного института, созданного в 1917 г. С 1922 г. глава Комиссии „Pro Russia” при ватиканской Конгрегации восточных Церквей. Ср.: Simon C. Pioneers and Witnesses of the Struggle for Christian Unity in Eastern Europe. 2. Rome, 2002. P. 18; ср. также: Orientalia Christiana Periodica. 58. 1992. Обложка.

(2) Подробнее об этом: Венгер А. Рим и Москва. M., 2000. С. 178-213.

(3) Иосиф Леди (1898-1986). Иезуит. Родился в местности Sainte Suzanne во Франции, но из-за господствовавшего там антирелигиозного законодательства, формацию проходил в других странах, в том числе в Италии, Великобритании, США, Голландии, затем в Восточном институте в Риме. После рукоположения во священника в 1926 г., в сопровождении собрата по ордену, о. Иосифа Швайгля, по поручению Конгрегации Восточных Церквей совершил поездку в СССР с целью выяснения возможности устройства там католической семинарии. Ср.: Simon C. Pioneers and Witnesses of the Struggle for Christian Unity in Eastern Europe. 2. Rome, 2002. P. 172. Ср. также: Poggi V. Joseph Ledit S.J. (1898-1986). Journal d’un mission en Russie (1926) // Orientalia Chritiana Periodica. 53. 1987. P. 5-40.

(4) Иосиф Швайгль (1894-1964). Австрийский иезуит, рукоположенный в Кракове. В конце 1926 г. совершил вместе с о. И. Леди поездку в СССР с целью исследования возможности создания там католического учебного заведения, в котором могли бы воспитываться кандидаты для рукоположения. Был связан с «Руссикумом» и с Грегорианским университетом. Ср.: Simon C. Pioneers and Witnesses of the Struggle for Christian Unity in Eastern Europe. 1. Rome, 2001. P. 60-15. Ср. также: APCR (Archivio Pontificio Collegio Russicum), Документы о. Швайгля, дело: Seminario in SSSR. Поскольку архив Папского коллегиума «Руссикум» еще не вполне упорядочен и систематизирован, обращаясь к его материалам, принимаю следующий способ цитирования: APCR, группа материалав, касающихся такого-то лица, название документа и дата.

(5) APCR, документы о. Швайгля, дело: Seminario in SSSR

(6) C. Simon SJ называет следующие коллегиумы: немецко-венгерский, немецкий, венгерский, английский, шотландский, ирландский, греческий, маронитский, бельгийский, латиноамериканский, североамериканский, польский, канадский, испанский, португальский, чешский (св. Яна Непомука), хорватский (св. Иеронима), армянский, русинский (рутенский), эфиопский, румынский, голландский, бразильский, африканский, литовский. Ср.: Simon C. Pioneers and Witnesses of the Struggle for Christian Unity in Eastern Europe. 2. Rome, 2002. P. 14-15.

(7) Призыв к учреждению коллегиума «Руссикум» был оглашен в булле Пия XI „Quam curam” 16 VIII 1929 г. Ср.: Александр [Евреинов], епископ. Заметки Русской Духовной Академии в Риме. 2. 1940. С. 1.

(8) Simon C. Pioneers and Witnesses… 2. P. 52-61.

(9) Яворка Венделин (1882-1966). Словацкий иезуит. Ректор «Руссикума» в 1929-1936 гг. Затем миссионер в Китае. После возвращения — вице-ректор «Руссикума». Во время II мировой войны был миссионером в Буковине. Арестованный советскими властями, 10 лет провел в лагерях. После освобождения выехал в Чехословакию. Ср. статью о. В. Яворки в журнале „Заметки Русской Духовной Академии в Риме”, апрель 1939; ср. также: Simon C. Pioneers and Witnesses…1. Rome, 2001. P. 43.

(10) Его идею остро критиковал греко-католический экзарх русских католиков о. Леонид Федоров. Ср.: Василий [фон Бурман], диакон. Леонид Федоров: Жизнь и деятельность. Рим, 1966. С. 478-484.

Оставьте комментарий