Счастливый потому, что всю жизнь занимался любимым делом — музыкой. Именно с него начинают свой фильм Максим Якубсон и Ольга Цехновицер. Фильм, рассказывающий об удивительных судьбах четырёх ленинградцев — Георгия Фридмана, Родиона Гудзенко, Геннадия Гольштейна и Константина Носова, родившихся в тридцатые и взрослевших в пятидесятые.
Сейчас уже трудно даже представить советскую атмосферу пятидесятых годов. Атмосферу нетерпимости, страха, стукачества, насилия и серости. Серости и в прямом значении — по улицам города спешили тогда люди одетые во все оттенки асфальта. Выделиться даже своим внешним видом было вызовом обществу. Люди, о которых рассказывает картина, имели мужество и своим внешним видом, и образом жизни эпатировать окружающий их мир.
Каждый мыслящий человек неизбежно рано или поздно приходил к осознанию лжи и несвободы, царящих тогда в стране. Каждому приходилось делать свой выбор — принимать отупляющую советскую систему или оставаться свободным. Герои фильма, тоже сделали свой выбор. Родион Гудзенко нашёл свою свободу в живописи. Советская система не терпела инакомыслия и жестоко рассчиталась с ним — он получил шесть лет лагерей “за антисоветскую агитацию и пропаганду”. Вся “антисоветчина” художника заключалась во встречах с иностранными ценителями его картин и в желании побывать в Париже. В заключении Родион Степанович принял таинство крещения от литовского католического священника о. Альгирдаса. Вернувшись домой, Гудзенко стал апостолом и для своих друзей.
Три других героя фильма нашли свою свободу в джазе. Свинг, синкопы и импровизация невозможны без внутреннего раскрепощения. Вот, что говорит о джазе Геннадий Гольштейн: ” …Это было свободное дело свободных людей. Помню, как я слушал пластинки Глена Миллера — это был другой мир, звуки другой жизни! Американское общество казалось нам запредельной мечтой. Глен Миллер и Дюк Эллингтон с их дивным зарядом света помогали нам эту свободу услышать”. Для нескольких поколений наших соотечественников голосом свободы был бархатный баритон Уилисса Кановера, ведущего джазовые программы на “Голосе Америки”. Мы увидим в фильме, как через много лет Геннадий Львович сможет добраться до Нью-Йорка, чтобы помолиться на могилах своих кумиров. Он привезёт оттуда в свой город горсть американской земли и посадит в Санкт-Петербурге деревья в честь своих любимых джазменов.
“Сорняк” — так назывался фельетон в ленинградской молодёжной газете “Смена” о Жорже Фридмане, известном тогда многим ленинградским “стилягам”. Джаз был также и полулегальным протестом тупому режиму, старавшемуся жёстко контролировать всю духовную и культурную жизнь страны. “Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст” — это сейчас смешно, а в те времена звучало угрожающе. “Туманным человеком” назвал Фридмана следователь КГБ. Чтобы не получить обвинения в тунеядстве (вспомните Иосифа Бродского), Фридман, Гольштейн и Носов, влились в оркестр Вайнштейна и своим талантом сделали его одним из самых известных джазовых коллективов СССР.
Рано ушедший из жизни трубач Константин Носов прославился в ленинградском ансамбле-квинтете Гольштейна- Носова. Это был горячий импровизатор, фанатично преданный трубе. Рассказывают как на сейшнах прервать его соло можно было только одним способом — схватить за брючину и стащить со сцены. Аристократичные манеры, фетровая шляпа и трубка — таким он запечатлелся в памяти друзей. Эмигрировал из СССР в Болгарию, писал товарищам грустные письма, посещал православную церковь.
Петербуржцы Максим Якубсон (режиссёр и сценарист, ученик Хуциева) и Ольга Цехновицер ( драматург, режиссер, либреттист) поэтично и с любовью рассказывают о своих героях. Крутится колесо велосипеда, вертится виниловый диск грампластинки, бежит колесо времени…Со старых фотографий беззаботно смотрят с экрана смеющиеся юноши, не ведая о своём будущем. А мы уже знаем, что Георгий Фридман через духовные кризисы придёт к Богу и станет католическим священником. Геннадий Гольштейн будет не только прославленным джазменом и преподавателем по классу саксофона музыкального училища им. М. П. Мусоргского, но и создателем ансамбля старинной музыки “Pro Аnima”. Сейчас католик Геннадий причащается у отца Георгия, своего бывшего джазового наставника…Прекрасная авторская находка — текст за кадром читает “народный джазмен СССР” Игорь Скляр, герой популярнейшего фильма “Мы из джаза”. На мой взгляд “Сорняк” — это очень красивая и лиричная повесть о людях, которым удалось не изменить идеалам своей юности. Иосиф Бродский говорил, что в стройных перспективах нашего города особенно заметна всякая лажа. Героям фильма удалось прожить жизнь без фальшивых нот. Послушайте, что говорит Геннадий Гольштейн: “Музыка -это теоретическая возможность счастья на земле … И музыканты — это некие мечтатели, поскольку музыка это стремление к совершенству”.
Евгений Мартынович