Загадка Остробрамы

Православная икона

В восточной иконописной традиции существует несколько типов изображения Божьей Матери. Чтобы не вдаваться в богословские и искусствоведческие тонкости, опишем их коротко.

vladimir

”Умиление”: Богоматерь нежно прижимает к себе Младенца, щечка к щечке. С милостью, т.е. с любовью, отсюда и название. Самый известный и сразу приходящий на ум пример — это, конечно, Владимирская икона.

2

”Знамение”: Богоматерь с воздетыми руками (эта поза известна еще с росписей римских катакомб и называется “оранта”), иногда на груди медальон с изображением Христа.

odigidriya

”Одигидрия”: этим греческим словом (дословно “путеводная”) обозначается иконописный тип, в котором Богоматерь указывает рукой на Младенца, находящегося на Ее руках.

Не надо быть специалистом, чтобы понять, что Остробрамский образ не подходит не под одно из этих описаний. Значит не православный? Отнюдь. Если мы обратимся к книгам XIX века, то найдем в них информацию о том, что эта икона является частью сцены Благовещения. Архангел Гавриил возвестил Марии о том, что Она должна стать Матерью Спасителя, и Святая Дева, смиренно сложив руки на груди, ответила: “Се, Раба Господня”. Некоторые исследователи даже предполагают, что существовала и вторая доска, парная иконе из Острых врат, на которой был изображен Архангел. Версия стройная и красивая, но мне бы хотелось отметить, что выдвигают ее писатели именно XIX века. Почему стоит обратить на это внимание? Для ответа на этот вопрос давайте обратимся, в первую очередь, к истории образа.

 

Согласно легенде эта икона была привезена в Вильно (Вильнюс) из Крыма, из Корсуни (Херсонеса) великим князем Ольгердом Гедиминовичем (1345-1377гг), подарившим ее своей супруге. Княгиня в свою очередь подарила святыню Свято-Троицкой обители, возникшей на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда, Антоний, Иоанн и Евстафий. Монастырь был построен в Остром, или Русском, конце Вильно. В 1431г. икона уже должна была находиться в часовне над Острыми воротами (по-польски “Остра Брама”). В 1596г. Троицкая обитель присоединилась к унии и икона вместе с насельниками монастыря перешла под омофор Папы. В 1829г. лик Богоматери был подновлен. И, как утверждает предание, когда сняли оклад, на иконе еще можно было различить церковнославянскую надпись: “Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим”.

 

Итак, получается, что икона была написана в XIV веке на территории однозначно находившейся под византийским влиянием. Какие же иконографические типы Благовещения предлагает восточная традиция?

kolodec

”Благовещение у колодца” (”Протоблаговещение”): эта сцена встречается в ряде византийских росписей и мозаик. Она основывается на одном из апокрифических евангелий и находит свое отражение не только в иконописи, но и в византийской литературе. Так в одном из текстов мы читаем о том, что Архангел Гавриил, прибыв в Назарет, не решился сразу явиться Пресвятой Деве, боясь, что внезапный возглас, раздавшийся в тишине, напугает Ее, поэтому предпочел в первый раз поприветствовать Ее вне дома (Беседы Якова Коккиновафского). В этой сцене Мария обычно отвечает на приветствие Ангела раскрытой ладонью, что может означать и ответное приветствие, и принятие Благой Вести, и ее отклонение.

5

”Благовещение с книгой”: это не самый распространенный на Востоке иконографический тип. Его больше любят художники Западной Европы. По преданию сам св. Бенедикт Нурсийский приложил руку к его закреплению и осмыслению. Считается, что именно он указал на то, что на страницах раскрытой книги должны быть слова из пророка Исайи: “Се, Дева приимет…”. Тем не менее, корни этого образа восходят именно к традициям Востока. Обычно в таких композициях Дева одной рукой придерживает книгу, а другую прижимает к груди в знак согласия и смирения.

6

”Благовещение с рукоделием”: этот иконографический тип присутствует не только в византийских иконах, но и в русских с XII века и до наших дней. Мы встречаем его и в отдельных образах Благовещения и на Царских вратах многих храмов. Основывается он на апокрифическом тексте Протоевангелия Иакова, согласно которому в момент явления Архангела Мария ткала пурпурную завесу для храма. Именно поэтому в Ее руках веретено с красной нитью.

7

Таким образом, Остробрамский образ и здесь не отвечает распространенным иконописным программам. Почему на это не обратили внимания писатели XIX века? Дело в том, что в росписях храмов того времени и в особенности в оформлении Царских врат широко использовался образ Богоматери со скрещенными на груди руками. Подобные изображения можно встретить и в современных иконостасах, выполненных в “академической” манере.

 

Тем не менее, утверждения сторонников этой версии не лишены оснований. Они опираются на записи некоего каноника Даниилы Лодзяты, жившего в XVII веке. Эти исторические свидетельства были обнародованы в конце XIX века историком Теодор Нарбуттом. Профессор Виленского университета специализировался на литовской мифологии и был известным в ту пору мистификатором, к которому не особенно доверчиво относились в научных кругах. Однако его версия выдержала испытание временем и находит своих сторонников и по сей день.

 

В заключении упомянем еще два предположения, встречающиеся в литературе, но не столь популярные. Одно из них рассматривает Остробрамский образ как дар Византийского императора Палеолога Ольгерду по случаю его крещения. Другое говорит о чудесном явлении иконы на Острых воротах в 1431г.

Католическая икона

 

Икона Божьей Матери Остробрамской имеет равное почитание и в православной, и в католической традиции, поэтому определять ее конфессиональную принадлежность дело не благодарное. Данный раздел я озаглавила “католическая икона”, исходя из того, что здесь будут рассматриваться версии, распространенные в среде западных католиков. Здесь тоже все не так однозначно и четко, как бы хотелось.

 

В 1927г. Яном Рутковским было проведено детальное исследование и консервация образа. Реставрационные работы были приурочены к торжествам, связанным с коронацией образа Пресвятой Девы и присвоения ей титула Матери Милосердной. На Мессе присутствовал папский нунций (будущий папа Пий XI), президент Польши, более 30 епископов, члены правительства. Прежние короны из позолоченной меди заменили золотыми, изящно украшенными драгоценными камнями. Автором нового оклада стал ювелир К. Гожуховский, а драгоценности для него собирались всем городом и округой.

 

Однако нас больше интересуют выводы сделанные профессором Яном Рутковским в процессе реставрации иконы. Профессор Познанского университета, историк и экономист, член Польской Академии Наук, он много внимания уделял польской истории и особенно периоду XVI-XVIII веков.

 

Икона была написана темперой на восьми дубовых досках, размером 2 на 1,63 см. Темперная живопись применялась со времен Римской империи, получила свое распространение как в Восточной Европе, так и на Западе, поскольку по своим качествам наилучшим образом отвечала религиозному мировоззрению того времени. Она характеризуется тем, что связующим звеном для красок естественного происхождения, является эмульсия, в качестве которой обычно выступает яичный желток. Здесь мы не будем вдаваться в особенности этой техники, отметим только, что использование деревянной доски и темперной живописи является одним из аргументов в пользу древности и “византийскости” Остробрамского образа.

 

Впрочем, здесь стоит возразить, что во многих странах Западной Европы (например, в Нидерландах) даже в XVII веке основой для работ религиозного содержания могли быть деревянные доски. Темперу использовали все реже, предпочитая ей масляные краски. Однако не стоит забывать, что Вильно — это задворки Европы, куда все новомодные течения доходили с большим запозданием. И Остробрамский образ в этом смысле не единственный в своем роде.

 

Еще один довод против восточного происхождения — это мелованный грунт, не характерный для иконописцев византийской школы. К грунту относились очень серьезно. Если не вдаваться в подробности, то грунт — это слой, покрывающий доску, на который потом наносится изображение. Темперная живопись многослойна, реализовать художественный замысел можно только последовательно накладывая один слой на другой, соблюдая технологию от начала до конца. Поэтому здесь все имело значение, даже то, что на первый взгляд кажется сокрытым от зрителя.

 

Опираясь на описания Рутковского, икону датируют 1620-1630гг. В дальнейшем образ подновлялся масляными красками. Это не удивительно, потому что сохранились исторические свидетельства о повреждениях, нанесенных в 1812г, когда в городе стоял французский гарнизон. Реставрацию датируют 1829г. Тогда было принято подновлять масляными красками старые, потемневшие иконы. В России в то время использовалась та же техника. Считалось, что так можно возродить “слепые”, черные от лака и потерявшие свою былую красоту древние образы. Только в начале XX века иконы начинают реставрировать уже в нашем понимании этого слова, слой за слоем снимая все, что накопилось на доске за века, чтобы увидеть первоначальный замысел.

 

Итак, икону датировали началом XVII века и дальше начинаются расхождения. Кто же был автором данного произведения? Приведем все возможные варианты (благо их не много), какими бы абсурдными они не казались.

 

Начнем с грустной легенды, такой типичной для эпохи Ренессанса, основанной на реальных исторических событиях, но мало похожей на правду. Якобы образ Остробрамской Богоматери написан с Барабары Радзивилл (Барбара Радвилайте).

 

radziwill

Она родилась в Вильнюсе в 1520г. в семье гетмана Юргиса I Радвилы. В семнадцать лет ее выдали замуж за тракайского воеводу Станиславаса Г?штаутаса, последнего представителя одного из самых могущественных родов в Литве. В этом браке Барбара прожила пять лет. Супруг умер, оставив ее бездетной. Согласно тогдашним законам, имущество рода в этом случае переходило великому князю Литовскому. В то время им был Сигизмунд Август, наследник польского престола.

 

Великий князь приехал в Вильнюс, чтобы решить, в том числе, и это дело. Он познакомился со знатной вдовой и вскоре между ними вспыхнула любовь. Довольно долго они скрывались, потом тайно обвенчались. И только когда Сигизмунд Август занял польский престол, он представил Барбару как свою законную жену. Сейм, сенаторы, духовенство и шляхта приняли красавицу из Вильно в штыки. Кого-то раздражала ее красота, кого-то не царское происхождение, кого-то политические взгляды. Род Радзивиллов выступал за независимость Литвы от Польши. Это была долгая война. Барбара в ней победила, но уже тогда, когда была смертельно больна. Она до последнего вздоха сохраняла стать и достоинство. Не смотря на язвы, покрывающие все ее тело, она продолжала изыскано одеваться и старалась прятать их под косметикой. Вскоре после коронации она умерла. Барбаре был всего 31 год.

 

Король Сигизмунд Август был безутешен. Он отказался хоронить свою возлюбленную рядом с другими польскими королевами и повез ее тело на родину. Барбару похоронили в кафедральном соборе Вильнюса. Её останки были найдены в 1931г. в размытых наводнением подземельях. И были перенесены в мавзолей в часовню св. Казимираса. Здесь ее тело покоится и сегодня.

 

Польский король сохранял верность своей жене до конца дней. У него не было наследников. Сигизмунд умер в 1572 году и с его смертью пресекся королевский род Ягеллонов.

 

Легенда говорит о том, что безутешный король заказал икону похожую на его любимую Барбару местному богомазу по имени Лука. Якобы именно поэтому Богоматерь изображена без Младенца, ведь у королевской четы не было детей. Вера и любовь Сигизмунда Августа были столь велики, что Пресвятая Дева сжалилась над ним и с тех пор этот образ стал чудотворным.

9

 

Теперь обратимся к мнениям исследователей. Большинство из них утверждают, что икона была написана под влиянием западных мастеров. Одни говорят о том, что образ был написан Лукой Поребским. Это живописец из Кракова, его работы можно встретить, например, в церкви Божьего Тела. Считается, что за основу им была взята гравюра Томаса де Леу, французского гравера нидерландского происхождения (здесь приведена его гравюра “Воскресение”). Она была сделана в свою очередь с картины Мартена де Воса (здесь приведены его графическая работа и работа его школы). Впрочем, можно найти и утверждения, что образ вышел из-под пера самого фламандского живописца.

10

 

Мартен де Вос родился в Антверптене в семье художника Питера де Воса. Отец и стал его первым учителем. Потом Мартен посетил Италию и даже был учеником Тинторетто, чье влияние оставило неизгладимый след в его творчестве. Значительную часть наследия этого известного художника составляют запрестольные образы.

11

 

Его биографию мы находим у Джорджо Вазари, упоминающего в своей книге всех великих художников эпохи Возрождения. Нужно ли было столь известному и востребованному мастеру отправляться в провинциальную Польшу? Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Мы находим множество свидетельств того, что фламандские художники не считали зазорным ездить на заработки в разные концы Европы. Так, например, поступил многолетний компаньон Рембрандта. Вероятно, именно из Польши он привез деньги для открытия бизнеса на родине.

Существует и предположение о том, что образ Остробрамской Богоматери был написан заезжим итальянским художником. Авторство иконы, видимо, навсегда останется загадкой.

 

12

 

Однако если мы приписываем ее создание художнику, приехавшему из Европы, или мастеру, подражавшему европейской ренессансной школе живописи, то мы находим ответ на вопрос: почему у Девы Марии так странно сложены руки? Все сразу встает на свои места. Жест сложенных на груди рук в сцене Благовещения встречается у европейских художников очень часто. Хрестоматийным в этом плане является, несомненно, Благовещение фра Беато Анжелико. Этот знак смирения и согласия с Божьей волей становится понятен безо всяких дополнительных объяснений. В принципе, здесь не нужна вторая икона с изображением Архангела Гавриила, чтобы понять, о чем идет речь. Впрочем, это не мешает истолковывать этот жесть и как желание Богоматери прижать к Себе всех своих детей. Не зря же этот образ называется также Богоматерь Милостивая.

 

Анна Гольдина

 

 

Оставьте комментарий