«Алкал Я, и вы дали Мне есть»

Сегодняшний отрывок Евангелия, наверное, содержит самое важное учение Христа. Первое, что здесь поражает, это то, что единственным критерием для разделения людей в последнее время будет любовь к самым малым. Все наши человеческие разделения, которые мы создавали на протяжении всей человеческой истории, мгновенно исчезнут. Больше не будет разделения на богатых и бедных,  образованных и невежественных, на людей разных рас и даже на верующих и неверующих. Единственное разделение между нами будет следующим: те, которые любили своих братьев, и те, которые не любили. Мы не будем судимы по тому, сколько мы молились, сколько постились или как мы веровали, мы будем судимы только на основании того, как мы любили. И более того, мы будем судимы не по тому, как мы любили Бога, а по тому, как мы любили наших ближних. Вот сущность сегодняшнего учения Христа, которая касается всего человечества, а не только христиан.

Христос не дает только общих наставлений. Он дает конкретные примеры: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть», – говорит Он. Накормили ли мы голодного? Голод может быть не только физическим, но и духовным. В современном обществе существует огромный голод быть любимым, быть кому-то нужным, жажда, чтобы нас приняли как брата, уважали, признавали. Христос говорит, что существует голод справедливости: «Блажены алчущие правды» (Мф 5, 6).

«Был странником, и вы приняли Меня», – говорит Христос. И среди нас есть иностранцы. Как мы относимся к ним? Доброжелательны ли мы к ним? Как мы принимаем новых людей в нашей общине? Как встречаем людей, которые заходят в наш храм? Даже со знакомыми людьми общаться не так легко, и часто мы становимся словно чужие друг другу, даже в наших семьях и общинах.

«В темнице был, и вы пришли ко Мне». Конечно, невозможно посетить всех заключенных. Но узником можно быть не только в тюрьме. Есть духовно несвободные люди, порабощенные разными зависимостями: алкоголем, наркотиками, плохими привычками; есть заложники своей среды, своего прошлого. Христос призывает нас к сочувствию и помощи людям и в такой нужде.

Христос дал эти примеры 20 столетий тому назад. Нам надо осмыслить их по-новому, и тогда увидим, что каждый день мы можем найти повод, чтобы творить дела милосердия.

Второе поучение этого евангельского отрывка заключается в том, что нет ничего незначительного. Самый маленький жест, сделанный из любви, является очень важным. Мы иногда думаем, что в нашей повседневной жизни не происходит ничего значительного. Но в конце времен большинством среди праведников будут не те, кто совершал подвиги, чьи имена остались в истории, но те, кто совершал малые дела любви. В романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского есть рассказ о женщине, которую на Божием суде могла спасти только одна луковица, которую она подала нищему. Эта история говорит о том, что в нашей жизни всё важно, или, точнее, всё может быть важным, если мы это делаем с любовью. 

Но, может быть, самое удивительное в этом отрывке – то, что Христос появляется в нашей жизни анонимно. «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили?», – спрашивают оправданные на суде. Поразительно, что эти праведники даже не осознавали того добра, которое творили. Наверное, на страшном суде и мы будем удивлены: то, что мы считали нашими добрыми делами, может оказаться суетой и тщеславием, а мелочи, которых мы не замечали, могут оказаться спасительными для нас. Мы узнаём присутствие Христа в Евхаристии, в которой участвуем каждое воскресенье. Помолимся, чтобы мы научились узнавать Христа и в наших ближних, особенно в нуждающихся, и тогда скажет нам царь: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий