Подождем…

Само слово “адвент” происходит от латинского “adventus”, что означает “приход, пришествие”. С древних времен Латинская церковь именует Адвентом четыре недели, предшествующие Рождеству Христову, время подготовки к этому великому празднику. Первое письменное упоминание об Адвенте мы находим в 524 году, когда синод в Лериде запретил свадебные торжества от Адвента до Богоявления. К VI веку на Западе традиция предрождественского периода уже получила широкое распространение. В различных регионах его продолжительность и строгость периода варьировалась. Постепенно Адвент оформился в особое литургическое время и установилась определенная его продолжительность. В латинском обряде — с воскресенья, ближайшего к 30 ноября, так чтобы в общей сложности получалось четыре воскресенья.

Каждое воскресенье Адвента имеет определенную тематику, которая находит свое выражение в литургических чтениях. 1-е воскресенье посвящено Второму Пришествию Господа, 2-е и 3-е — Иоанну Крестителю, 4-е — событиям, непосредственному предшествовавшим рождению Иисуса и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения.

drzewo

Первая половина Адвента посвящена в первую очередь покаянию, поэтому цвета литургических облачений фиолетовые, а в убранстве храмов и в богослужение предписывается скромность. Фиолетовый цвет является смешением голубого и красного цветов, которые символизируют духовное и телесное начало. Таким образом, фиолетовый цвет символизирует борьбу между духом и плотью. В то же время соединение голубого и красного цветов символизирует воплощение Христа, соединение в Нем Божественного и человеческого начала.

Исключением является 3-е воскресенье Адвента, именуемое Gaudete (лат. “радуйтесь”), когда допустим розовый цвет, обозначающий в данном случае надежду. С этого момента все больше внимание уделяется радостному ожиданию.

Чего же мы ждем во время Адвента? Неужели все мы являемся лишь участниками большого спектакля, разыгрываемого во всех церквях мира, вживаясь в образы древних израильтян, веривших в пришествие обещанного Мессии, вглядывавшихся в темное палестинское небо в ожидании Его звезды? Разве, слушая ветхозаветные чтения во время Литургии Слова в этот период, мы закрываем глаза и старательно твердим, что “Христос еще не родился, мы об этом не знаем и даже не догадываемся”? Нам отлично известно, что Христос не только родился, но и пострадал, умер, воскрес и взошел на небеса. И мы, подобно народу Израилеву, находимся в ожидании Его второго пришествия. Только каково это ожидание?

На самом видном месте многих хасидских синагог можно увидеть огромный транспарант: “Мы ждем прихода Мешиаха”! Ждем ли мы второго пришествия с таким чаянием? Чаще всего встречу с Тем, Кого мы именуем своим Господом, Братом, Учителем называют “Страшным Судом”. Страх, вот основное чувство, которое характеризует наше ожидание Пришествия Господня в этот мир. Мы готовы с радостью отсрочить этот день “икс”. Неужели Младенец, лежащий в яслях, и снисходящий с небес Господь — две разные личности? Разделился ли Христос? Нет. Почему же мы боимся, и некоторые со страхом высчитывают времена и часы? Страшимся наказания за грехи, но ведь милосердие Господне безгранично. Надо лишь всем сердцем принять Его любовь, и ответить на нее взаимностью.

МФ

 

Оставьте комментарий