Сегодня Церковь воспоминает одного из самых великих епископов и богословов первых веков – святого Амвросия Медиоланского. Он один из четырех великих Учителей Западной Церкви вместе со святым Иеронимом, блаженным Августином и Григорием Великим. Многие из нас знают, как он, будучи префектом (губернатором) Медиолана (современный Милан), был избран епископом этого города. Надо сказать, что в это время обострилась борьба между ортодоксальными христианами и арианами. Предшественник Амвросия на кафедре Медиолана был арианином. Когда речь зашла о выборе нового епископа, было разделение в народе. По преданию, один мальчик в толпе закричал: «Амвросия в епископы», и весь народ стал дружно повторять это требование. Амвросий был тогда только катехуменом. И чтобы стать епископом, он принял крещение, затем его рукоположили в дьяконы, священники и епископы. Эта история показывает нам, что в древней Церкви народ Божий играл важную роль в избрании епископа. Мы видим также, что Амвросий был известен своими административными способностями, особенно это проявилось в том, что он смог сохранить мир в городе, несмотря на разделения среди верующих. Эта история объясняет также, почему в своих мистагогических творениях св. Амвросий так доверяет силе таинств и считает, что самое важное не то, сколько человек готовится к таинствам, а то, какие плоды таинства приносят в его жизни. Самое важное происходит не во время подготовки, а после нее, как это и было в его жизни.
Обычно Амвросия изображают с двумя символами: первый – кнут, второй – пчелы. Почему кнут? Потому что Амвросий не боялся противостоять светским властям и даже самому императору. Известен случай, когда он запретил императору Феодосию причащаться после того, как тот истребил тысячи восставших в Фессалониках, и заставил императора публично покаяться. Амвросий также требовал, чтобы сняли языческие алтари в Римском сенате. Впервые в истории епископ противостоял императору не как мученик, но исключил императора из общения с Церковью. Эти события показывают, что Амвросий не соглашался, чтобы Церковь подчинялась государству.
Второй символ, с которым изображают св. Амвросия – пчелы. Значение этого символа в том, что речь Амвросия была сладка, как мед, она исцеляла души людей, как мед исцеляет болезни. Св. Амвросия изображают с пчелами еще и потому, что подобно пчелам, он умел «собирать мед» с разных культур. Он был знатоком языческих культур, хорошо знал греческий язык и умел использовать все богатства греческой языческой культуры, чтобы обогащать западное богословие. Он также хорошо знал иудейскую культуру, например, творения Филона Александрийского – известного еврейского писателя II века. Когда Амвросий стал епископом, он переписывался со святым Василием Великим на греческом языке и привнес в латинскую культуру богатство греческого богословия. Все эти богатства он использовал в своих богословских сочинениях, особенно в своих литургических творениях.
Кнут и пчелы – удивительные символы. Они говорят нам о том, что Отцы Церкви не жили в особом мире, в каких-то мистических сферах. Они не боялись вмешиваться в конкретные, даже политические, дела своего времени. Они не боялись входить в диалог с разными людьми, в том числе с представителями светской культуры. Помолимся по ходатайству св. Амвросия, чтобы наша вера не отдаляла нас от мира, но, наоборот, чтобы она помогала нам быть солью этого мира и находить в нем знаки Царства Божия, ибо Царство Божие близко, оно среди нас. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР