Здесь живет примерно 50 тысяч человек. Арабов-муслульман и арабов-христиан здесь примерно одинаковое количество. Город большой и грязный. Несмотря на то, что он, кажется, утопает в зелени, из-за которой выглядывают белоснежные дома, восточно-арабская специфика видна во всем. Проезжая на машине по узким улочкам старой части Назарета мы попали в небольшую пробку. Оказалось, что водитель впереди идущей машины встретил приятеля. Заглушил мотор и неторопливо повел беседу, которую не могли прервать гудки попавших в затор автомобилей и брань их водителей. Я уже не говорю об оживленной торговле, бойко ведущейся практически везде!
Иосиф Флавий, живший в I веке нашей эры, перечисляя названия 204-х городов и населенных пунктов Галилеи, не упоминает среди них Назарет. Этот факт очень любили использовать толковые пропагандисты, “развеивающие” миф о христианстве, доказывая неисторичность Евангелий. Любят на него намекнуть и некоторые израильские гиды. Но не все так просто.
Назарет стоит на одной из галилейских гор, за которые “цепляются” облака и поэтому здесь выпадает множество осадков. Мягкие известняковые породы легко смываются и образуют пригодную для сельского хозяйства почву. Добавив, что город возвышается над Via Maris (Морской дорогой), соединявшей Ассирию и Египет, самым важным караванным путем стран “Плодородного полумесяца”, можно понять, что население этого галилейского городка занималось в основном земледелием и торговлей. Им были одинаково безразличны повстанческие настроения Иосифа Флавия и мессианские идеи их Земляка. Поэтому ни бывший политический экстремист не обращает внимания на Назарет, ни авторы Евангелий не уделяют ему много места. “Из Назарета может ли быть что-то доброе?”, — скептически спрашивает Нафанаил в Евангелии от Иоанна (Ин 1, 46).
В поддержку нашим историческим измышлениям приходит и археология. На холме, недалеко от места, где стоит величественная базилика Благовещения, уже со второй половины эпохи бронзы находилось селение, а многочисленные хранилища для винограда и зерен дают нам возможность предположить, что его обитатели были земледельцами.
Кстати, о названии города. В Евангелиях оно звучит как Нацерет, в иудейской литературе начала нашей эры оно звучит как Нацрат. Но это не суть важно, так как в еврейском алфавите отсутствуют гласные, написание этих двух версий одинаково. Что же значит это название? Христиане связывают его со словом “нецер” — отрасль. Именно в таком значении оно встречается в одном из знаменитых мессианских текстов, часто вспоминаемых во время Адвента: “И произойдет отрасль от корня Иессеева” (Ис. 11,1). Есть предположение, что слово “нацрат” происходит от глагола “линцор” (сторожить, хранить) — его корень такой же, как и в названии города. Слово с этим же корнем “ноцрим” (хранители) встречается в Ветхом завете, например, в Псалмах: “милость и истина к хранящим Завет Его” (Пс. 24,10). Вы еще не запутались? Скажу лишь одно. Этимология названия города Назарет не имеет абсолютно ничего общего со словом “назарей” (назир), встречаемое в Библии и обозначающего человека, исполняющего определенные обеты чистоты. У этих слов совершенно разные корни. Отбросив филологические штудии, скажем, что повсеместно считается, что слово Назарет — обозначает “цветок”, и город еще называют “цветком Галилеи”.
Немного про историю христианского Назарета. В I веке нашей эры в нем жили иудеи и иудео-христиане, среди которых были родственники Иисуса (как со стороны святого Иосифа, так и Девы Марии), которые, по мнению ученых, стояли во главе местной христианской общины. Именно благодаря им были тщательно сохранены семейные воспоминания и реликвии. Достаточно быстро места, связанные с Пресвятой Девой, Благовещением и святым Иосифом стали культовыми.
На месте, где находился Дом Марии, был иудео-христианский дом молитвы. Затем на его месте при императоре Константине была воздвигнута новая церковь, но уже в V веке вместо нее было возведено новое, более величественное здание.
Если в первом веке новой эры иудеи и христиане, жившие в этой небольшой деревушке, мирно соседствовали друг с другом, то в дальнейшем дружба исчезла. По воспоминаниям одного из паломников, написанным в 570 году, в Назарете существовала синагога и церковь, причем иудеи и христиане враждовали между собой. Во время нападения персов иудеи примкнули к ним и разрушили местные христианские сооружения. Однако, после победы над Гераклием в 629 году, христиане отплатили иудеям тем же. Захват Назарета арабами первоначально принес период веротерпимости, но вскоре гонения на христиан вспыхнули вновь. Во времена Крестовых походов князь Галилеи Танкред отстроил разрушенные христианские святыни. В 1187 году Назарет был вновь завоеван Саладином, но в 1240 году опять перешел в руки христиан. Впрочем, в 1263 году Галилея была завоевана Байбарсом, в результате чего все храмы и монастыри были разрушены. На месте церкви Благовещения остались лишь остатки дома Марии, к которому на молитву приходили немногочисленные паломники.
В течение последующих 400 лет Назарет был небольшим полуразрушенным селением, где жило несколько десятков мусульман. Новый период начался в 1620 году, когда францисканцы получили от эмира Галилеи разрешение на основание обители в Назарете. В селение стали прибывать не только паломники, но и желающие здесь поселиться христиане. Францисканцы построили над остатками дома Марии часовню, а в 1730 году турецкие власти разрешили построить церковь, которая простояла до 1955 года, чтобы уступить место более величественному собору.
Освященная в 1969 году базилика Благовещения является самым большим на всем Ближнем Востоке собором, который условно можно разделить на два уровня. В нижней части находится дом, где по преданию Мария услышала слова Архангела Гавриила, а в верхней — приходская церковь католиков Назарета. Огромное внутреннее пространство верхней церкви освещается рядом окон, расположенных в основании купола. Это грандиозное сооружение поражает своей красотой и величием.
Базилика была построена благодаря пожертвованиям католиков из многих стран мира, поэтому как в самой церкви, так и в портике на площади перед собором находятся образы Богородицы, чаще всего мозаичные, являющиеся дарами разных стран и народов. Здесь можно встретить образы из Ирландии и Индии, Китая и Мальты, Италии, Америки, Украины. Есть Остробрамская икона Богородицы — дар Литвы и Владимирская икона Богородицы — дар … Греции. Главный алтарь церкви занимает огромная мозаичная композиция “Триумф Вселенской Церкви”.
Но нас, все же, в первую очередь интересует не это. А главная святыня храма, находящаяся в нижней части церкви — Дом Марии. К нему можно подойти и через главный вход Базилики или посмотреть через огромное отверстие в верхней части святыни. Нашему взору предстает нечто вроде открытой крипты, хранящей как священные реликвии архитектурные остатки древних церквей. Здесь фрагменты фундамента, стены, остатки мозаичного пола. Самой древней частью этих строений является грот, часть дома Девы Марии.
Вот тут нас ждет увлекательнейшее путешествие в первые века христианства, которое стало доступно благодаря исследованиям, проведенным здесь археологами на рубеже XIX-XX века и в 1955 году.
С течением веков это жилище претерпело множество изменений, что уже на первый взгляд сложно сказать, что же осталось от тех древних стен, помнящих голос Марии. Тем не менее, сохранились некоторые остатки, свидетельствующие, что прежде всех культовых сооружений здесь было жилище простой еврейской семьи. Среди них — выдолбленные в камне углубления, в которых хранили зерно. Надо заметить, что для восточных стран весьма типично строительство домов, используя естественные пещеры или высекая новые. Известняковые горы Назарета, позволяют это делать без особого труда. В таких помещениях хорошо укрываться от жары или же хранить продукты в летний зной, а зимой они уберегают от холодных ветров и сохраняют тепло без подогрева. Жилище это состояло из трех комнат. В первой, согласно церковной традиции и произошло Благовещение. Чуть выше находится т.н. пещера Иосифа. Рядом с ней пещера, в которой Богоматерь воспитывала младенца Иисуса, там даже, если верить описаниям паломников прошлых веков сохранилась ниша, служившая колыбелью.
Так или иначе, в Дом сейчас мирян не пускают. Его можно лишь увидеть через ажурную решетку. Посреди Дома стоит мраморный алтарь с латинской надписью: “Verbo caro hic factum est” (”Здесь Слово стало плотью”). Часть помещения перед алтарем именуется Приделом Ангела, за ним Предел Благовещения. Справа видны ступени, ведущие в пещеру Иосифа.
Кстати, здесь стоит сказать несколько слов о приемном отце Христа. В Евангелии от Матфея мы читаем, что Иосиф был плотником (Мф 13, 55). Нельзя сказать, чтобы в Галилее отсутствовали деревья, но как мы уже убедились, дома жители Назарета предпочитали строить в горах, используя местный камень. Дело в том, что греческое слово “тектон”, используемое в Евангелиях, можно перевести не только как плотник, но и: столяр, каменщик, строитель. Вероятнее всего оно соответствует еврейскому “хараш”, т.е. мастер, ремесленник. В некоторых латинских текстах Иосиф именуется fabri (мастер). Так что, вполне вероятно, что Иосиф, да и Христос в своей трудовой деятельности чаще имели дело с камнем, нежели с деревом.
Но вернемся в Дом Марии. Согласно легенде, когда в 1263 году Галилея была завоевана Байбарсом, и сарацины приблизились к церкви Благовещения, с неба спустились ангелы, и перенесли Дом Марии подальше от бед — в итальянский город Лорето. Там до сих пор хранится т.н. “Святой дом” (La Casa Santa). Он представляет собой каменную пристройку длинной 9,5 метров на 4 метра и высотой 4 метра. Недостает в этой конструкции лишь северной стены и фундамента.
Вот теперь внимание. В дело вступают археологи. Согласно заключениям специалистов, “Святой дом” не имеет аналогов в итальянской средневековой архитектуре. Зато представляет собой типичный образец домов, которые возводились в I веке в Галилее и состояли из вырубленной в скале пещеры и каменной пристройки. Теперь самое важное: дом в Лорето и пещера в Назарете являют собой единое целое!
Историки подправляют благочестивую легенду. Вероятно, после падения Иерусалимского королевства, фрагменты дома из Назарета были перевезены в Торсат, а затем в Лорето. Найденный недавно архивный документ, датируемый 1294 годом, свидетельствует, что деспот Эпира Никифор дал в приданое своей дочери, выходящей замуж за сына кроля Неаполя “святые камни, вынесенные из дома Пресвятой Девы, Матери Божией”.
Сейчас в Лорето над Домом Марии возведен огромный храмовый комплекс. Здесь родилась читаемая во всех уголках мира “Лоретанская литания Пресвятой Богородице”, составленная в 1531 году. Кстати, память Богоматери Лоретанской приходится на 10 декабря.
Но вернемся в Назарет. Нас еще ждут другие не менее удивительные открытия. Рядом с Домом Марии археологами были обнаружены фрагменты строений довизантийской базилики: небольшой баптистерий, мозаичный пол и пролет в семь ступеней, ведущий к гроту Благовещения. Их археологи определили как место поклонения первых христиан. Размеры баптистерия показывают, что он был рассчитан на крещение взрослых людей. Рядом была обнаружена еще одна пещера. Называемая пещерой Конона, т.к. в ней была найдена надпись на греческом: “Конон, диакон иерусалимский”. Эта небольшая мозаика с именем казненного в 249 году во время гонений мученика позволяет нам еще раз утвердиться в истинности места, почитаемого как Дом Марии. Дело в том, что Конон был одним из родственников Христа. В описании его мученичества мы читаем, что он, представ пред судом, свидетельствовал: “Я родом из Назарета в Галилее, являюсь родственником Христа, которому поклоняюсь, как и мои предки”.
На стены “пещеры Конона” было нанесено шесть слоев штукатурки, на третьем из которых была найдена монета середины IV-го века. Так как это не первый слой — это позволяет датировать церковное помещение III началом IV века. Расчистка более ранних слоев штукатурки позволила обнаружить изображения цветов и растений.
Эти находки: упоминание Конона и растительный орнамент, относящиеся к рубежу III и IV веков, подтверждают версию о существовании в Назарете общины иудео-христиан. Согласно Епифанию (IV век), Назарет тех времен был заселен исключительно евреями. Поэтому историки называют это первое церковное здание церковью-синагогой.
Но это не последние находки, заставляющие удивляться. На основании одной из найденных колонн археологи обнаружили греческую надпись: “XE MAPIA” — это слова приветствия Архангела Гавриила, известные нам по Евангелию: “Радуйся, Мария” (Лк 1, 28). Эта надпись не только свидетельствует о том, что это место издревле было связанно с почитанием Приснодевы. Она еще является и древнейшим на сегодняшний день начертанием имени Богородицы, подтверждающим, что почитание Марии началось еще задолго до Эфесского собора 431 года. В музее при соборе храниться и еще два т.н. “граффити”, найденные здесь при раскопках. Надпись на греческом “на святом месте М(арии) я написал”, и надпись на армянском: “Прекрасная Дева”.
Церковь-синагога, была включена в постройку византийской базилики, которая сохраняла ее очертания. Лишь при крестоносцах здесь было возведено новое здание, но и в нем остались элементы первоначального строения. Поблизости от церкви Благовещения, археологи нашли также фрагменты домов I века, которые позволяют нам представить, как жили евреи времен Христа.
Впрочем, утверждение, что именно здесь происходило Благовещение, оспаривают насельники православного монастыря св. Архангела Гавриила, утверждая, что это событие произошло на том месте, где расположена их церковь. Действительно, в крипте построенного в середине XVIII века храма находится источник, который был единственным в Назарете местом, где жители брали питьевую воду. Именно к нему ходили за водой девушки и женщины этого селения. По одному из апокрифических Евангелий, Архангел явился Приснодеве именно у источника, то есть на этом месте. Ныне он называется Источник Девы Марии (по-арабски Аин Ситти Мариам).
Пожалуй, нет смысла спорить о том, где же конкретно явился Архангел Деве Марии, т.к. в каноническом Евангелии на это указания нет, а перья из ангельских крыльев, если таковые у него были, не обнаружены ни одном из этих мест.
Что же касается церкви святого Гавриила, то первые упоминания о ней встречаются только в XII веке, а следов более ранних строений здесь пока не обнаружено. Более того, даже русские православные паломники, посещавшие Назарет и оставившие свои воспоминания, всегда указывают на церковь францисканцев как на место Благовещения. Поэтому, пожалуй, можно с уверенностью сказать, что латинская базилика не зря посвящена Благовещению Пресвятой Деве Марии и стоит на месте дома, где жила Богородица.
Михаил Фатеев