Непорочное Зачатие Пресвятой Богородицы мы празднуем во время Адвента, и это не случайно. Церковь отмечает этот праздник в это время не только потому, что Рождество Богородицы празднуется девятью месяцами позже – восьмого сентября. В прошлое воскресенье мы читали евангельский текст об Иоанне Крестителе: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф 3,3). Эти слова остаются актуальными и для нас, приготовляющих второе пришествие Христа. Однако единственный, кто исполнил совершенно это пророчество – Дева Мария. Пресвятая Богородица и есть приготовленный путь, используемый Словом Божиим, чтобы войти в человеческую историю. Этот путь был приготовлен Самим Богом с осторожностью, с терпением с самого начала времен. В Ней все препятствия, которые могли бы помешать приходу Христа, были устранены. Миссия, порученная Иоанну Предтече, была заранее исполнена в Пресвятой Деве, согласно пророчеству Исайи: «Вот Бог ваш… Он придет и спасет вас. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних» (Ис 35, 4.8). Святая Мария и есть приготовленный Богом путь. Почему мы можем утверждать это? В трех сегодняшних чтениях находим три объяснения: потому что Она «новая Ева», потому что Она «благодатная» и потому что Она образ Церкви.
Дева Мария – новая Ева. То, что Матерь Божия была непорочным путем Слова Божия, утверждает вся традиция Церкви. Для западной, как и для восточной традиции, Богородица – immaculata, panaghia, achranta, pananoma – т.е. не только святая, но без греха. Однако существовали разные богословские мнения по поводу времени, когда Мария стала непорочной. Блаженный Августин утверждал, что Она была очищена от греха во время Своего рождения. Святой Фома думал, что это произошло во время Благовещения. 150 лет назад Католическая Церковь провозгласила учение о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, согласно которому Она была спасена Христом не благодаря очищению от греха, но благодаря предохранению от греха с самого начала Ее жизни. Вы, наверное, думаете: какая разница? Разве Мария могла грешить во чреве Анны?
Догмат о Непорочном Зачатии можно понять только имея в виду католическое учение о первородном грехе. Что же такое первородный грех? Это не грех в прямом смысле слова как беззаконный поступок, совершенный нами. Но это и не «пятно», получаемое нами при рождении и смываемое крещением. Это не что-то, что мы имеем, а наоборот, недостаток чего-то. Утверждать, что мы рождаемся с первородным грехом, – значит утверждать, что человек не имеет возможности самостоятельно принять участие в божественной жизни. Эта благодать дается нам в крещении – усыновлении нас Богом Отцом во Христе. Так что первородный грех является не неким «пятном», а лишением освящающей благодати, преподаваемой нам в крещении.
Отчего происходит этот недостаток? Он происходит от греха рода человеческого, от греха каждого из нас, отказывающихся от любви Бога. Библия объясняет, что корень этого греха находится в первых людях: Адаме и Еве. Наше спасение требовало, чтобы Христос, Которого апостол Павел называет новым Адамом, восстановил человеческий род в его подлинном естестве, испорченном первым Адамом. Но пришествие нового Адама не было бы возможно без содействия Его Матери. Святые Иустин и Ириней называют Ее новой Евой. Вот почему мы читали сегодня отрывок из книги Бытия, который традиция называет Первоевангелием, потому что он пророчествует о победе наследия Евы, т. е. победе Христа: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3,15). Жена, о которой идет речь, – это новая Ева. Но новая Ева не может быть менее чистой, чем первая. Поэтому Она, согласно католическому учению, никогда не была под влиянием греха.
Итак, Богородица – новая Ева. Эту мысль можно выразить по-другому, используя слова архангела Гавриила, которые мы слышали сегодня в евангельском чтении: «Радуйся благодатная» (Лк 1, 28). Греческое слово kécharitoménè можно переводить и «благодати полная». Говорить, что Мария родилась непорочной, без первородного греха значит утверждать, что с первого момента Своего существования, ввиду божественного материнства, Она была освящена божественной благодатью, которую все остальные люди получают через крещение, т.е. рождение во Христе.
Эта благодать не отдаляет Богородицу от нас. Наоборот, можно сказать, что в моральном смысле Мария – пример святости для всех христиан. Святость – это, прежде всего, способность говорить Богу «да». Вся история нашего спасения построена на этих «да»: «да» Авраама, «да» пророков, «да» Марии и Иосифа, «да» всех святых. Непорочное зачатие не отделяет Богородицу неприступной стеной от других людей. Пресвятая Мария имела свободу сказать Богу «да» или «нет». Без этой свободы Ее «да» не имело бы такого большого значения. Любовь возможна только при наличии свободы. Матерь Божия могла бы сказать «нет», Она могла бы грешить.
Итак, непорочное зачатие не противоречит постепенному освящению Марии, Ее возрастанию в благодати, укреплению в вере. К тому же Богородица за Свою жизнь не совершила ничего необыкновенного и не сыграла в становлении Церкви роли, подобной апостольской. Однако Ее жизнь является примером для каждого христианина. Жизнь Девы Марии показывает нам, что настоящая свобода возможно только вне греха. Как говорил недавно Святейший Отец в Лурде: «Мужчины и женщины, будьте свободны, но помните, что человеческая свобода находится под влиянием греха. Ей тоже нужно освобождение. Христос – ее освободитель, ибо Христос даровал нам свободу. Мария, не совершившая ни одного греха, – единственное творение совершенно свободное. Она поможет нам идти путем полного осуществления нашего человечества». Да, братья и сестры, Бог ждет нашего «да», нашего согласия принять Его любовь, нашего согласия во всем быть послушными Его воле. Тем, кто, как Пресвятая Дева, говорит Богу «да», Слово Божие дает «власть быть чадами Божиими» (Ин 1,12).
«Новая Ева», «Благодатная»… Мы еще не говорили о втором чтении, которое слышали сегодня. Оно помогает нам понять, каким образом непорочное зачатие делает Марию «иконой Церкви». Апостол Павел пишет Ефесянам: «Бог избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф 1,4). Этот гимн поется каждый понедельник на Вечерне. Мы призваны Богом к непорочности. Благовещение продолжается и сейчас: это не только встреча Бога с Марией, это встреча Христа со Своей Церковью. Итак, Мария не только пример, не только вершина святости всех созданий, как выражено это в византийском песнопении, «честнейший Херувим и славнейший без сравнения Серафим», Богородица – это и эсхатологический образ Церкви, совершеннейшее создание тварного мира, возрожденного Христом. Своей святостью Она предвозвещает состояние, в котором будет Церковь в конце истории спасения, когда мы все станем способными говорить Богу «да».
Гавриил как открыватель показал Марии ту благодать, которая находилась в Ней. Попросим Бога, по предстательству Богородицы, чтобы Он послал нам ангелов, которые открыли бы и нам ту благодать, которая находится в нас. И тогда мы сможем сказать Богу «да», чтобы родился Христос внутри нас. И тогда мы сможем стать, подобно Богородице, непорочно зачатой, путем Божиим на земле. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР