Вместо служб единому Богу здесь была водружена статуя Зевса, а на алтаре приносили в жертву свиней. К ужасу победителей сразу же возобновить храмовые богослужения не представлялось возможным. Ритуально чистого масла, для зажжения вечно горящего храмового семисвечника — так называемой меноры — хватило бы лишь на один день. Для приготовления новой партии необходимо восемь. Что делать? Повстанцы решили довериться Богу и залили в лампады меноры все масло из единственного уцелевшего маленького сосуда. Презрев законы физики, менора горела все восемь дней, пока священники не приготовили новое “кошерное” масло.
Об этом чудесном событии вспоминают в эти дни иудеи, отмечая Хануку. Праздник, исполненный радости. Праздник победы света над тьмой, победы истинного Бога над язычниками, праздник явления Бога верующим в него. Загвоздка в том, что история про это чудо с маслом появилась где-то в IV веке. Примерно тогда же, когда стали праздновать Рождество.
Не мудрено, что какая-то глубинная связь между этими двумя декабрьскими праздниками неизменно присутствует. Давайте попробуем в этом разобраться.
Небогатая на природные ресурсы, горная и крохотная страна Израиль всегда была местом жестоких баталий, за нее издревле остервенело сражались сверхдержавы. Причем эта ситуация длится до сих пор. Почему? Говорить о современной геополитике не место. А вот что касается времен древних — ответ прост. По узкому израильскому побережью проходила главная торговая магистраль того времени, связывающая два великих региона: Египет и Вавилон. Кто контролировал этот перешеек, тот контролировал этот путь. Достаточно было поставить здесь небольшой гарнизон, и он без проблем сдерживал полки врагов — места для маневра не то что бы мало, его просто нет. Достаточно поставить здесь таможню и бесконечные караваны купцов безропотно будут пополнять казну.
После смерти Александра Македонского, его великая держава была поделена на три части. Сирия оказалась под властью династии Селевкидов, Египтом — а именно ему в те времена принадлежал Израиль — правили представители династии Птоломеев. Здесь стоит отметить, что полководец Александр был далек от религиозных вопросов. Не им он удалял особое место в объединении покоренных народов. Завоевав Иерусалим, Македонец вошел в храм, помолился и благодушно позволил сохранить иудеям их религиозную самобытность. В знак благодарности, мальчишек, родившихся в тот год, евреи назвали Александрами. Но в этом крылась и своеобразная опасность.
Войска великого полководца приносили с собой на завоеванные территории свою культуру, поучившую название эллинистической. Это была своеобразная “всемирная универсальная культура”, вобравшая в себя культы и обычаи каждой поверженной страны. В вопросах религии царила не толерантность, а скорее безразличие. Все боги были едины и достойны занять место в Пантеоне. Получался эдакий ньюэйдж. Однако повсюду эллинизм нес греческий взгляд на мир и греческую философию. Это была культура национальная по форме и всечеловеческая по содержанию: культура, объединяющая весь окрестный мир, дававшая своим последователям чувство “гражданина вселенной” и казавшаяся им высшим достижением прогресса и цивилизации. Македония и Рим, Сирия и Египет воевали друг с другом, но эллинизм объединял их всех.
Судьба Израиля, стоявшего на стратегически важном отрезке меж двух претендующих на величие государств, была предрешена. И как только Египет дал слабину, Сирия, во главе со своим царем Антиохом IV по прозвищу Эпифан (Безумный) прибрала к рукам Палестину. Желая выстроить жесткую вертикаль власти во всем, он начинает преследования евреев, т.к. самобытные в своей религии евреи непредсказуемы, непонятны и ненадежны.
Значительная часть правящих слоев Израиля относилась к этой политике эллинизации безразлично и даже с пониманием. Евреям-эллинистам новая культура казалась шагом вперед, отказом от косных традиций предков. Они проповедовали на первый взгляд вполне прогрессивные вещи: развитие спорта, изучение греческой философии, знакомство с обычаями других народов. Иерусалимские первосвященники того времени носили не еврейские, а эллинизированные имена: Минелай, Эзон. Наиболее радикальные эллинисты проповедовали отказ от Торы, т.е. отказ от своей религиозной и национальной идентичности, отказ от своего Бога и замена Его поклонением силам природы.
Простолюдины, или так называемый “ам аарец” (народ земли), начинают сопротивляться желанию Антиоха осчастливить их плодами прогресса. Примеры мученичества, принимаемого ради верности Божиим заповедями, мы в обилии находим в книгах Маккавейских. Обратите внимание, как они напоминают описания преследований первых христиан.
В итоге, в 167 году до н.э. вспыхнуло восстание под руководством престарелого Маттафии Хасмонея. Некогда его отец был первосвященником, и они жили в Иерусалиме, но после осквернения Храма многочисленное семейство перебралось в маленький городок Модиин, на северо-западе от Иерусалима. Восстание началось можно сказать случайно. В городок пришли чиновники и призвали жителей принести языческие жертвы. Как пишет Библия, “многие из Израиля пристали к ним”. Уважаемого в народе Маттафию уговаривали долго, обещая ему многочисленные блага. Старец был непреклонен. Когда же его земляки начали было приносить языческие жертвоприношения прямо в Модиине, спокойный внешне пожилой священник пришел в ярость и убил чиновника, призывающего к вероотступничеству. Тут уже ничего не оставалось, как удрать в горы и начать освободительную войну. Так началось восстание Маккавеев.
Кстати, почему Маккавееев, спросите вы? Маккавеи — такое прозвище получили, возглавившие восстание сыновья Маттафии. Есть разные мнения об этимологии этого имени. Одни считают, что оно происходит от слова “молот”; по другому мнению, оно представляет собой аббревиатуру слов, составляющих цитату из книги Исход (15:11): “Кто как Ты среди богов, Господи?” Так или иначе, но маккавеями стали называть потомков престарелого священника из Модиина, а войны за освобождение вошли в историю под названием “Маккавейские”.
В сущности, это была многолетняя партизанская война, которая то затихала, то возгоралась. Война евреев с греками. Впрочем, из истории мы знаем, что греки в данном случае — это эллинизированные сирийцы. Но чаще, как говорят ученые, это были эллинизированные евреи. Это была междоусобная, гражданская война. Как пишет один из источников после битвы, Маккавеи, собирая тела своих однополчан, обнаружили, что все воевавшие против них “греки” обрезаны.
Спустя пару лет повстанцы под руководством Иуды Маккавея завладели Иерусалимом и возобновили там богослужения. Об этом мы читаем в 1 Книге Маккавейской. Празднование очищения храма длилось восемь дней. Было установлено, чтобы впредь “дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью каждый год восемь дней” (1 Мак. 4; 59). Про чудо с маслом в Библии ни слова.
Война продолжалась еще несколько лет. Пока в Сирии не началась междоусобица. В 140 году до н.э. Израиль получил независимость. Правда длилась она недолго. Династия Маккавеев сама подверглась эллинизации. Потомки тех, кто сражался за духовную и политическую независимость предавали друг друга в борьбе за власть и пригласили римлян править собой. Достигнутое ценой невероятных потерь было бессмысленно разбазарено спустя всего несколько поколений.
Что было потом, мы отлично знаем. Ирод, череда восстаний, разрушение Иерусалима и Храма, рассеяние евреев… Именно в этот период когда была полностью утрачена политическая независимость и находилась под угрозой религиозная, раввины, чтобы прочнее укоренить праздник “Обновления жертвенника”, праздник Хануки, пишут о чуде со светильниками.
Зажигая в эти декабрьские дни специальный восьмисвечник — Ханукию, иудеи ставят его на видном месте, чтобы его свет не только озарял тьму, но и служил своеобразной проповедью о чудесах Божьих.
Стоит ли говорить о том, что этот праздник света, получивший свое особое развитие в римском языческом окружении, соприкасается во многом с Рождеством, начало празднования которого историки относят к IV веку. Не смотря на то, что события, вспоминаемые нами, христианами, и иудеями, разные. Символика Рождества, выпадающего на зимнее солнцестояние, говорит о победе Света над тьмой, победе Бога над языческим миром. Как мы знаем, избранная Церковью дата Рождества носит дидактический характер. Рождество — это необъяснимое чудо Боговолощения, когда Творец вселенной становится беспомощным Младенцем.
Свет ханукальных свечей также символизирует победу истинного Бога над языческими божествами, силу праведников и бессилие язычников. Ханука — это воспоминание о Божьем чуде, необъяснимом с человеческой точки зрения.
Символика Рождества и Хануки использует свечи, играет на контрасте света и тьмы. Это веселые праздники, в которые принято обмениваться подарками и уделять особое внимание детям. Но не только в культурологических параллелях дело. Ханука заставляет и иудеев, и нас христиан задуматься о важных для сегодняшнего дня вещах.
Мы живем в мире, где вроде бы не преследуют за религиозные убеждения, где не мешают исповедовать свою веру. Но эта свобода порой несет в себе серьезное испытание для каждого из нас. Нам легко ассимилироваться с современным миром, вобравшим в себя элементы разных культур и традиций. Особенно легко, потому что нас к этому никто не принуждает. Современная культура ярка, привлекательна и прогрессивна, она объединяет людей из разных уголков планеты. Не редко наша вера становится уже не упованием на Бога, а лишь одним из элементов семейных традиций. Вера заменяется культурой. Мы превращаемся в воскресных прихожан, забывающих обо всем, выходя за пределы храма, сливаясь с окружающим нас миром.
Зажигая свечи на венке Адвента, ставя светильники на своих окнах, христиане, так же как иудеи, зажигая свечи на Ханукие, стоящей у окна, как бы утверждают, что их вера жива, что живо наше упование.
И тут бы хотелось привести еще одну параллель между праздниками Рождества и Хануки. К колыбели Богомладенца поспешили прийти не Ирод, не хозяин гостиницы, не вельможи, а простые пастухи, хранившие в своих сердцах надежду на исполнение Божьего обетования. Простолюдины последовали за Христом, тогда как книжники обвиняли Его в богохульстве. Необразованный рыбак Петр признал в Иисусе Мессию, а фарисеи добились Его смерти за то, что “Он делал Себя равным Богу”. На стороне Маккавеев сражались простые земледельцы и бедные ремесленники. Высшая элита охотно плясала под чужую дудку, заменяя Бога общекультурными и общечеловеческими ценностями. Ханука — это победа кучки храбрецов, уповающих на Всевышнего, над несметным количеством противников, соплеменников и иноземцев.
Описанные в Маккавейских книгах события и праздник Хануки заставляют задуматься и иудеев, и нас католиков, о том как живя в нашем многонациональном, и далеко не христианском по сути мире, исповедуя ценности, которые объединяют нашу страну, сохранить свое собственное лицо? Как, усвоив положительные ценности этого мира, не позволить ему полностью поглотить себя? Где именно проводить черту, да и вообще какую черту проводить?
В эти дни, когда иудеи зажигают свечи на ханукальном светильнике, мы, зажигая вторую свечу на венке Адвента, будем помнить о стойких Маккавеях, об их смелости и непоколебимости в исповедании веры. Пусть Свет, рассеивающий тьму, поможет нам уповать на Бога и исповедовать Его чистым сердцем.
Михаил Фатеев