Стоит заметить, что это различие в литургической значимости имеет древние исторические корни. Ведь праздник Рождества Христова – «западное изобретение». Он впервые появился на Западе, в Риме примерно в середине IV века; никто не знает, когда именно и благодаря какому влиянию. Eму исторически предшествовал праздник Богоявления, который имеет восточное происхождение. Таким образом, праздник Рождества Христова является заимствованием Востока из церковной жизни Запада так же, как праздник Богоявления — заимствованием Запада из церковной жизни Востока. На самом деле, я предлагаю здесь посмотреть на праздник Рождества как на вклад западной духовности в жизнь нераздельной христианской Церкви.
Может быть, кто-то среди вас возразит и скажет, Россия ничем не хуже Запада, если говорить обо всех признаках праздника: елки, бесконечные электрические гирлянды и неизбежные белобородые Деды. Однако почти всем известно, что эта мода бурного празднования появилась в России в XIX веке под влиянием Запада и продолжала развиваться, пока революция не отменила ее, и то только на время. Но что обозначают признаки, когда сути нет? Оттуда впечатление пошлости рождественского сезона, когда внутренний смысл или скорее, внутреннее слово рождественского праздника отсутствует. Оттуда и желание вникнуть с вами, католиками, живущими в России, в это внутреннее слово, в котором я вижу один из главных подарков Римской Церкви всем христианам.
Можно на самом деле начать со следующего вопроса: почему праздник Рождества Христова вызывает в душе западного человека такие же сильные чувства, как Пасха в душе восточного человека? Откуда Андерсен и Диккенс черпают вдохновение? Если копнуть достаточно глубоко в подсознании западного человека, мы найдем одну историческую дату. В восьмисотом году в рождественскую ночь Карл Великий получил императорскую корону из рук Римского Папы. Трудно переоценить значение этого события для Запада. Как вы знаете, западная часть Римской империи с V века была почти полностью разрушена варварами. Коронация Карла Великого в IX веке значила, что Запад в ту Рождественскую ночь словно вступил на путь возрождения из мертвых под знаком Христа. Эта коронация — событие, которого долго ждали и в осуществлении которого многие сомневались. Она стала знаком политического и культурного возрождения Запада.
Нo можно попробовать проникнуть еще глубже в сознание западного человека. Дата коронации — Рождество Христово — выбрана была не случайно. Это доказывает, что уже в то время Рождество Христово имело на Западе огромное значение. Для того, что бы кое-что прояснить относительно этого значения, мне кажется, следует сделать еще один шаг назад — в историю до V века. Если кто и сделал особый вклад в развитие богословия этого праздника на Западе, так это святитель Лев Великий, Папа Римский, причисленный к лику святых нераздельной Церкви Востока и Запада. Тот, кто хочет созерцать внутренний смысл праздника Рождества Христова, пусть выслушает, даже если красота латинского оригинала ему не доступна, Слова или проповеди (а их восемь), которые святой Лев Великий произнес по случаю этого праздника. Однако прежде чем вникнуть в суть этих речей, я бы хотел кратко сказать о личности Льва Великого.
Лев Великий был Папой с 440 до 461. Если посмотреть на его эпоху вообще и сравнить ее со временем Карла Великого, становится ясно, что они представляются совершенно симметричными противоположностями. Лев Великий свидетельствовал о крушении той части Римской империи, которая воскресла именно в пору Карла Великого. Готы, вандалы и, в конце концов, гунны были властителями политической игры на Западе, тогда как в восточной части империя уже стала жить своей собственной, независимой жизнью. Через 25 лет после смерти Льва Великого западная часть империи фактически, так же как и символически, перестала существовать, поскольку эмблемы императорской власти были переданы варварскому королю. Постепенное разложение западной части империи не могло не обозначать для Льва потери собственного мира. Лев родился в Италии в Тоскане и провел все время своего церковного служения на Западе. Дальше Галлии, сегодняшней Франции, он, вероятно, не путешествовал. Вряд ли могут быть сомнения в том, что для него Рим значил более или менее все. Город был сердцевиной человеческой цивилизации и Церкви Божией. Первенство Рима среди патриархатов было для него столь важным, что он упорно отказывался признать канон Халкидонского собора, который отвел Константинопольской Церкви в списке патриархатов второе место после Рима. И, тем не менее, он оказал большое влияние на восточную Церковь.
Именно на Халкидонском соборе в 451, когда шла речь о богочеловеческой природе Христа, полноценное Божество которой отрицал Евтихий, и о его Человечестве, полноценность которого отрицал Несторий, мнение Льва Великого сыграло решающую роль. Не менее важным, чем чтение его послания к Флавиану, оказалось единодушное восклицание присутствующих епископов: «Сам апостол Петр говорит устами Папы Льва!». Это интересное событие с экклезиологической точки зрения. У Запада есть свое исключительное слово, которое должно быть признано всеми, в том числе представителями восточной Церкви, чтобы стать частью нераздельной традиции Церкви. Итак, мне бы хотелось обратить внимание на рождественские речи Льва Великого, видя в этом направлении мысли вклад Запада в общее духовное сокровище нераздельного Тела Христова.
1.Sacramentum Мemoriae/ Таинство Памяти
Я не буду брать эти 8 Слов в хронологическом порядке, пересказывая их содержание, это заняло бы очень много времени. Одна и та же мысль их часто повторяется. Я скорее попытаюсь передать их суть. Это, конечно, будет отражать мой личный подход к этим Словам со всеми ограничениями, которые это предполагает. Итак, если я начну с самого начала Слов, то лишь потому, что они, как мне кажется, содержат смысл всего остального.
Возрадуемся, возлюбленные, — Спаситель наш ныне рождается! Не должно быть места скорби там, где обретает рождение Жизнь, которая, уничтожив страх перед смертью, дарует нам радость [обладания] обещанной вечностью. Никто не отлучен от соучастия в этом ликовании, ведь повод к радости общий для всех. Господь наш, ниспровергатель греха и смерти, не отыскав ни одного безвинного, пришел, дабы всех освободить. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение. Пусть воодушевляется язычник, ибо призывается к жизни.
Эта радость праздника, которая предназначена всем христианам, от самых высших до самых низших, от самых близких до самых далеких, напоминает известную пасхальную проповедь Иоанна Златоуста:
Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего
… Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь.
….Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть, угаси…
Радость воскресения у Иоанна Златоуста соответствует радости рождения у Льва Великого и создает впечатление, что эти 2 праздника имеют одно и то же значение: победа над смертью. В том и в другом случае на первый план выходит торжество жизни. Посредством изобильного дара Божьей благодати восстанавливается союз падшего человека с Богом. Значение литургического события не ограничивается умозрением, но так же оказывается активным источником благодати. Этому соответствует в латинском языке понятие sacramentum, т.е таинство. Это понятие часто встречается в Словах — не менее 30 раз. Это первое, на чем я хотел бы остановиться.
В шестом Слове св. Лев говорит:
такое поклонение Рождеству на Небе и на земле достигает вершины именно сегодня, когда нашим чувствам даруется [ощутить] великолепие чудесного Таинства, воссиявшего новым светом во [всех] стихиях. Воскрешается беседа Архангела Гавриила с замершей от страха Марией не только в памяти, но и неким образом воочию, ведь сколь чудесно обещанное зачатие от Святого Духа, столь же и вера в него.
Здесь, как мне кажется, есть очень интересный момент. Пользуясь интернетом, я сделал для себя маленькое открытие, которое, наверное, давно известно специалистам. Я обратил внимание на противопоставление между таинством и памятью и нашел соответствующий пассаж в одном из писем святого Августина. Письмо 55-к к Януарию было написано приблизительно за 40 лет до того, как святой Лев произнес свои Слова. Считается, что Лев сказал первую рождественскую проповедь в 440 году — сразу после того, как его избрали Папой. Св. Августин умер в 430 году, а его письмо было написано приблизительно в 400 году. И так, в этом письме Августин пишет о празднике Рождества и разъясняет другу Януарию, почему этот праздник отмечается каждый год в один и тот же день, 25 декабря, тогда как дата Пасхи меняется из года в год.
Августин пишет так: «Первое, что ты должен знать и вспоминать, — это что праздник Рождества Христа не есть таинство. Он отмечается только в память этого события». Августин продолжает: «Праздник становится сакраментальным по своей сущности, когда то, что относится к его смыслу вспоминается как нечто священное». Нет сомнения в том, что у Августина было глубокое понимание таинства воплощения Слова и значения праздника Рождества Христова. До нас дошли прекрасные проповеди, которые он сочинил по этому случаю. Именно эти проповеди служат свидетельством того, что праздник Рождества 25 декабря отмечался в конце IV века на Западе наряду с Епифанией (западным Богоявлением) 6 января.
Однако Августин, как явно следует из его писем Януарию, не считал Рождество Христово равным Пасхе. В отличие от Пасхи, тут речь шла только о воспоминании происшедшего, а не о таинстве. 40 лет спустя Лев Великий внесет неприметную, но кардинальную поправку в эту точку зрения. Праздник Рождества отмечается не только как воспоминание, а как таинство наравне с Пасхой. Итак, вероятно, именно Лев Великий был тем, кто построил литургический год на основе этих 2-х равно почитаемых полюсов — Рождества и Пасхи. Но почему? Что святой Лев видел столь исключительного в празднике Рождества? Во втором слове он различает 2 аспекта этого праздника. Если рассматривать содержание рождественских проповедей с точки зрения этих 2 аспектов, богатство богословской интуиции святого Льва ясно раскрывается. Лев пишет:
Итак, возлюбленные, настал срок, предназначенный для искупления людей. Приходит в эти последние времена мiра Иисус Христос, Сын Божий, сходя с Небесного Престола, и, не отступая от славы Отца, являясь новым Рождеством, в новом облике.
о. Антуан Леви, ОР
Продолжение следует.