Этот мультфильм стал первым российским мульт-экшеном. Погони, падающие деревья и высоковольтные башни. Несколько моментов, когда дети от напряжения и страха практически перестают дышать… Многие критики отмечают, что аниматоры студии «Петербург» отстают от своих западных коллег из того же «Пиксара». Специалистам виднее, но то, что видят на экране простые зрители производит неизгладимое впечатление. В 3D прописаны практически все детали: от шерсти персонажей, которая то мокрая, то встает дыбом, до маленький букашки, которая ползет где-то на заднем плане.
«Смешарики», как известно, территория без насилия. Об этом не раз говорили как создатели мультфильма, так и его персонажи. Знатоки могут вспомнить хотя бы серию «Это сладкое слово «мед»», в которой Бараш просит аниматоров пощадить бедного Копатыча, которому «что-то поплохело» от переедания меда и напоминает, что «у нас сериал без насилия». В Смешариковой лагуне редко появляются отрицательные персонажи, да и они не очень-то злобные и вредоносные. Несколько лет назад один из создателей круглых персонажей Анатолий Прохоров сказал, что советской мультипликации было сложно создавать борьбу хорошего с очень хорошим. С этой же проблемой столкнулись и сами «Смешарики». Все их персонажи положительные. Иногда, конечно, может заявиться какой-нибудь клон (серия «Невоспитанный клон»), который пишет глупые надписи на заборах, разбрасывает вокруг себя огрызки и пугает сонных барышень. Мы узнаем, что таким когда-то был и интеллигентный Лосяш. Противный персонаж сразу перестает быть таким уже отрицательным, поскольку мы понимаем, что из неприятного сорванца получится в конечном счете неплохой ученый и приличный человек. Надо сказать, что внутренний рост персонажей, их умение думать и искать ответы на жизненные вопросы вообще отличает этот мультипликационный сериал. И вот в «Смешариках. Начало» вдруг появляется совсем неисправимый персонаж, противный и двуличный. Это роднит работу российских мультипликаторов с привычными для современных детей произведениями западной киноиндустрии. Многие взрослые, наверное, заметили общие черты нового мультфильма с «Вольтом» и другими подобными историями.
Что же интересного может вынести из этого анимационного фильма христианин, как маленький, так и совсем взрослый?
1. Смешарики, которых пока что семь, живут на некоем острове. Их сознание не замутнено влиянием цивилизации, зато они привыкли жить большим дружным коллективом, общиной. Да и в довершении идиллической картины живут они рядом с маяком. Здесь можно найти множество различных аллюзий и связей с произведениями литературы: от произведений французских просветителей, восхищавшихся естественным человеком и предлагавшим такового воспитывать, как Руссо, до советских писателей, вспомним хотя бы каверенского «Летающего мальчика». Кстати, Бараш в последнем произведении студии «Петербург» во многом похож на этого персонажа. Он пускается в плаванье, оставив топлива в маяке на несколько дней. Так, чтобы никто и не заметил его отсутствия.
Кстати, стоит вспомнить, что маяк – это древний христианский символ надежды. Смешарики покидают свой остров, а он все продолжает светить среди бурь и облаков. Его свет позволяет им вернуться домой и… В конце концов они его разрушают. Почему? Потому что больше уже нет возврата к старому. Потому что прежняя наивная вера разрушена. Потому что теперь им не нужен внешний источник света и надежды. Он есть внутри них самих, в их дружбе и любви друг к другу. В серии «Полоса невезения» Копатыч скажет: «Самая моя большая удача в жизни – это то, что я встретил вас, моих друзей!» А Кар-Карыч ему ответит: «Я тоже тебя очень люблю!»
2. Тема любви позволяет нам перекинуть мостик к еще одному размышлению, связанному с новым фильмом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — читаем мы в Евангелии от Иоанна (Ин 15,13) Об этом вся история, рассказанная в казалось бы детском фильме. Сначала Смешарики предлагают свою «руку и шпагу» призрачному Люсьену для борьбы с призрачным злом. Потом они не жалеют себя, чтобы спасти вполне реального друга Ежика из трудной ситуации. И, наконец, они спасают Копатыча, обретая нового друга. «Картонный» актер, который только и умеет, что красиво ходить в кадре и рекламировать шампунь, в одночасье ставший пустым местом, находит себя свое истинное призвание, смысл жизни в простом сельском домике в окружении добрых друзей.
3. В связи с Копатычем стоит сказать несколько слов и о призвании. В наши дни всем хочется стать богатыми и знаменитыми. «Современный человек зациклен на счастье, — говорят психологи. – Он хочет одновременно быть востребованным, успешным, знаменитым и умиротворенным, погруженным в себя и исполненным внутреннего мира». Копатыч в начале фильма относиться к первой части мечты. Он богат и знаменит. А жаждет внутреннего мира и покоя. Ему не нужны подвиги. Он просто устал. Выгорел, как сказали бы все те же психологи. К нему подкрадывается депрессия и жизнь его все больше благоприятствует тому, чтобы он опустился на самое дно. Чем зарабатывает на жизнь некогда популярный шоумен? Он прыгает в бездну, т.е. прыгает с моста в грязную сточную канаву. В его доме, впрочем, как и в судьбе протекает крыша и с каждой минутой дыр становиться все больше…
Как уже говорилось, Копатыч находит выход из затягивающей его темной полосы в помощи другим, с одной стороны. А с другой, его пример показывает нам, что обрести то самой вожделенное счастье можно только, обретя мир с самим собой. Копатыч мечтает о деревенском домике, окруженном огородом, и не понимает, что обрести этот свой кусочек рая, он сможет, только перестав быть шоу-героем Люсьеном. Не танцором диско, не продавцом шампуней, не актером погорелого театра… Он должен стать Копатычем, простоватым сельским жителем, добрым, преданным, любящим своих друзей, не могущим улечься в зимнюю спячку, потому что ульи не покрашены. Да и еще не любящим шумно отмечать Новый Год и «веселиться до утра». «Просто спокойного» Копатыча.
4. И, наконец, стоит обратиться к вопросу о вере. Какой она должна быть? Когда Смешарики покидают остров, среди них есть только один здравомыслящий персонаж – Бараш. Но никто его не слушает, поскольку вера круглых друзей слепа. Им кажется, что они победят любые напасти. Внимательно послушайте речь Нюши перед отплытием про гладкую дорогу под ногами того, кто борется за правое дело. Весьма похоже на речи всевозможных проповедников!
Эта сцена повторяется еще раз, когда Копатыч пытается объяснить «героям», что они попали в страшный мир одиночек, где никто никому не нужен. Бараш снова выступает в качестве голоса разума, а все остальные, ослепленные своей «верой», видят очередную проверку и указание на то, что пора действовать по одиночке.
Интересно, что в «Смешариках. Начало» не происходит окончательной и бесповоротной победы разума, выхода из мира иллюзий, как это бывает в пиксаровских мультфильмах. Вспомним того же «Вольта»: столкновением с миром реальности тяжело и болезненно. Только лишившись иллюзий и став таким как все, ты можешь выжить в этом мире – в этом история Вольта. Смешарики же напротив остаются сами собой. Они отбрасывают мир жесткого разума и расчета. Но и в мир иллюзий они больше не прячутся. Теперь на их острове царит союз веры и разума. Практически в соответствии с богословием св. Фомы Аквинского: разум предшествует вере и сопровождает ее.
И еще, не уходите из зала сразу после окончания фильма. После финальных титров авторы подготовили небольшой сюрприз.
Анна Гольдина