Три волхва с Востока следовали за звездой, и эта звезда привела их ко Христу. Когда у Него еще не было ни учеников, ни апостолов, три мудреца, три язычника поклонились Христу. Принеся Ему в дар золото, ладан и смирну, они признали в Нем Царя и Бога, а также пророчествовали о Его страстях. Это событие говорит нам о том, что в Царство Христово призваны войти все народы, символом которых и являются три волхва. Однако сегодня меня больше интересует звезда, за которой они следовали. Эти мудрецы были язычниками; они, в отличие от первосвященников и книжников, не знали закона, не читали пророков, они даже не знали, кто такой Христос. Волхвы искали не воплощенное Слово Божие, а царя – «Царя Иудейского». Они в своих книгах и гороскопах нашли звезду и следовали за ней, не зная, куда она их приведет.
Из этого можно сделать два вывода. Один из них касается истории спасения, другой – истории каждого из нас.
По отношению к истории спасения, это означает, что Бог может говорить и действовать через язычников. В Библии мы находим много тому подтверждений. Это язычник Валаам, который первый пророчествовал о звезде: «Зрю Его, – говорил он, – но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ 24,17). Это язычник Мелхиседек, который как священник Бога Всевышнего благословил Авраама (Быт 14,18). Это язычник Кир – царь Персидский, который освободил израильский народ и приказал вновь построить Храм в Иерусалиме (1 Езд 1,1-4). Но об этом свидетельствует не только Библия. Святые Отцы говорили, что в греческой философии были «semena verbi» – «семена Слова», которые приготовили принятие Христа. Кстати, апостол Павел сам говорит афинянам, что их жертвенник, на котором написано «Неведомому Богу», посвящен Христу. «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам», – говорит он (Деян 17,23). Это остается актуальным и сегодня. Христианские ценности, «семена Слова» можно найти также в нехристианских культурах и религиях. Это, конечно, не означает, что все религии являются откровением Христа и все аспекты современного общества – христианские. Это просто значит, что даже в языческих культурах находятся звезды, которые, если следовать за ними, ведут ко Христу.
Второй вывод из опыта волхвов касается нас самих. На самом деле мы подобны этим волхвам. Если подумаем о том, каким образом многие из нас нашли Христа, то увидим, что и мы имели такой опыт. Подобно волхвам мы находились далеко от Христа, не зная, где Он и даже не разыскивая Его. Мы просто следовали за звездой. Эта звезда – стремление к премудрости, к счастью, жажда совершенства или чистоты. Иногда такой звездой может быть пример других людей, которых мы уважаем, восхищение писателем или художником. Но неожиданно для нас эта звезда останавливается над Христом. Один из первых Святых Отцов, святой Иустин, был философом, он говорил, что искал настоящую философию и обрел ее в христианстве. Сколько людей обнаружили Христа, когда искали смысл жизни в разных философиях, восточных религиях или даже в гороскопах!
Иногда путь других людей кажется нам очень странным. У нас создается впечатление, что они в религии ищут больше самих себя, нежели Христа, что они ищут самореализации, успеха, улучшения своего материального положения либо помощи Бога, утешения, или они просто хотят убежать от тоски либо от жизненных трудностей. Однако мы не можем судить об этом, нам надо уважать путь других людей: это для них звезда, которая, может быть, приведет их ко Христу. Надо признать, что звезды, которые ведут нас к Богу, иногда очень земные: подобно блудному сыну, мы можем быть просто голодными, но благодаря этому мы возвращаемся к Отцу. Или как все больные в Евангелии, мы просто хотим выздороветь, но благодаря этому следуем за Христом. Это не означает, что все наши земные желания хороши, это просто значит, что через них Бог может призывать нас, как Он призывал волхвов звездой.
Размышляя о празднике Богоявления, мы понимаем, что Христос – не только Младенец в яслях, Христос – это и звезда, указывающая нам путь, неповторимая для каждого из нас, через которую, как пророчествовал Захария, «посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк 1, 78-79). Аминь.
Иакинф Дестивель ОР