Крещение Христа – одно из самых парадоксальных событий в Евангелии. С одной стороны, Христос, придя креститься к Иоанну, поступает как простой иудей, с другой стороны, это событие празднуется как Богоявление, ибо в нем явлена Святая Троица: слышен глас Бога Отца и Дух Святой в виде голубя сходит на Сына. Как можно объяснить этот парадокс?
После тридцати лет молчания Христос начинает свое общественное служение. Среди народа, вместе с грешниками Он принимает крещение для отпущения грехов от Своего родственника Иоанна. Почему Тот, Который был без греха, должен был принимать то же самое крещение, что и грешники? Можно понять удивление Иоанна: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3,14). Трудно объяснить это событие, которое в начале общественного служения Христа обобщает всю Его миссию. Как увертюра оперы содержит все ее темы, так все темы Евангелия находятся в этом знаменательном событии.
Почему Христос крестился? В Ветхом Завете вода имеет два смысла. Это символ жизни, очищения, чистоты, поэтому она используется в крещении Иоанна. Но вода – также символ зла, потому что это среда, где живут темные силы, монстры, левиафан. Переход народа Божия через Красное море можно понимать как его победу над силами зла. Когда Христос входит в воды Иордана, это не столько знак Его слабости, сколько символ начала Его победы над грехом. Интересно отметить, как действует Христос. Иоанн Креститель ожидал, что Христос явится как судья, как заступник. Но Христос, входя в воды Иордана, показывает, что Он победит не благодаря Своей силе, а благодаря Своему смирению, взяв на Себя грехи мира.
Итак, крещение Господне является пророчеством Его смерти на кресте. Настоящее крещение Христа – Его крестная смерть. Вот почему, когда ученики просят Его дать им первые места в царстве Божием, Христос отвечает: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк 10,38).
Следует, однако, добавить, что крещение Христа – не только пророчество, это настоящее крещение. Но это не столько крещение Христа, сколько крещение всего творения. Не столько Христос крестится водой, сколько вода крестится Христом. Этот эпизод напоминает творение мира. Святой Дух, как в начале бытия, «носится над водою». Вода вновь обретает свое настоящее призвание, становится водой, дающей жизнь. Она теперь течет в правильном направлении, исполняя пророчество псалма: «Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад?» (Пс 113, 5).
Следует также заметить, что цель крещения Христа – не освящение вод, а спасение человека. Это крещение нового Адама. Христос Своим смирением и послушанием исправит то, что испортил Адам. Первый Адам начинал свою миссию с непослушания и гордости, второй Адам начинает Свою миссию с послушания и смирения. Вот почему евангелист Лука сразу после крещения Господня приводит родословие Христа, которое заканчивает не на Адаме, а на Боге. Своим крещением Христос позволяет человеку вновь стать чадом Божиим.
Входя в воду, Христос открывает путь на небеса, которые были закрыты через грех Адама. Как Иисус Навин, переходя через Иордан, ведет народ в землю обетованную, так Христос, входя в Иордан, ведет нас в настоящую землю обетованную – на небеса. Дух Святой, спускающийся с небес в виде голубя, является знаком этой земли обетованной и напоминает нам голубя, возвестившего мир Ною.
Наше с вами крещение и является этим путем на небо. Но мы принимаем крещение не для того, чтобы отделиться от мира, а чтобы, подобно Христу, разделить судьбу человечества. Парадокс Христа заключается в том, что чем больше Он смиряется, тем больше является Его божественность. Это ясно видно в эпизоде крещения, где Христос одновременно выступает как ученик Иоанна и как Слово Предвечного Отца. Это верно и по отношению к нам: чем более мы становимся человечными, тем больше мы являемся чадами Божиими, к которым обращены слова Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3,17).
Иакинф Дестивель ОР