Сегодня Марк рассказывает о первой проповеди Христа. Как отмечает евангелист Марк, проповедь Христа удивляет людей тем, что Он учит как власть имеющий, а не как книжники. Эта проповедь завершается изгнанием нечистого духа, что сегодня мы называем экзоцизмом. Власть Христа проявляется в том, что Он освобождает человека от власти зла. Поэтому когда Христос посылает своих учеников проповедовать, Он всегда поручает им изгонять бесов. Изгнание бесов является знаком, что Царствие Божие приблизилось. И это касается и нас, потому что слова этого нечистого духа могут многое рассказать нам о нас самих.
«Оставь! что Тебе до нас?». Удивительно, что человек, одержимый духом нечистым, не хочет, чтобы Иисус его освободил. Если мы внимательно посмотрим внутрь себя, мы тоже найдем нечистых духов, в узах которых мы пребываем. Мы не свободны. Это могут быть плохие привычки, или разного рода зависимости, или поклонение ложным богам (например, ценностям этого мира: работе, карьере, репутации, материальному благополучию). И самое удивительное, что мы не очень хотим быть освобожденными, и в какой-то мере сотрудничаем с этими нечистыми духами. Потому что на самом деле мы боимся быть свободными. Говорят, что люди, которые долгое время пребывали в тюрьме, чувствуют себя на свободе как бы потерянными. Мы, как эти заключенные, не хотим, чтобы нам мешали пребывать в наших узах. И мы также хотим кричать: «Оставь! что Тебе до нас?».
Если мы не хотим, чтобы Бог нас освободил, это из-за того, что дух нечистый обманывает нас. Не случайно Христос называет его лукавым или отцом лжи. Дьявол умеет переворачивать ценности. Он заставляет нас видеть благо во зле, а иногда, наоборот, в благом деле – зло. Мы согрешаем, потому что лукавый запутывает нашу совесть и заставляет нас оправдывать себя. Например, когда мы испытываем желание мстить, мы знаем, что это ни к чему хорошему не приведет, но, тем не менее, лукавый внушает нам, что нам надо защитить свое достоинство. Или другой пример: лукавый представляет нам Бога жестоким, мстительным, властным, и мы не способны верить в Бога как в Отца милосердного, желающего, чтобы мы стали свободными.
Можно удивляться тому, что этот нечистый дух говорит Иисусу: «Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий». С одной стороны, он исповедует Иисуса как «Святого Божиего», тогда как многие люди, к которым обращался Христос, не уверовали в Него. Но, с другой стороны, можно сомневаться в истинности его свидетельства. Как можно утверждать, что мы знаем кого-то? Знать кого-то не значит ограничиваться интеллектуальным знанием. Если мы знаем всё богословие и всю историю христианства, это не значит, что мы знаем Христа. Чтобы знать Христа, надо с Ним жить, надо соединить свою жизнь с Ним и, прежде всего, Его любить. Именно этого не достает нечистому духу, который говорит: «Знаю Тебя». Поэтому его свидетельство ложно, и Христос запрещает ему говорить. К тому же в каждом человеке есть глубина, скрытая от нас. В каждом человеке есть тайна. Тем более, когда речь идет о Христе. Когда мы действительно любим кого-то, мы удивляемся его непостижимости, мы убеждаемся в том, что никогда не будем знать этого человека до конца. То же самое и в наших отношениях со Христом: чем больше мы соединяемся с Ним, тем больше открываем новые грани Его Личности, обнаруживаем неисчерпаемость и величие Его тайны.
Пусть Господь дарует нам желание быть свободными, пусть Он учит нас узнавать Его истинное лицо и истинно свидетельствовать о Нем. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР