«Эммануэль» – обитель, входящая в юрисдикцию Мелькитской Католическй Церкви. После строительства разделительного барьера (оно было начато в 2003 году) монастырь оказался за стеной с палестинской стороны. И этот помогло сёстрам глубже понять свою миссию здесь – молиться об устранении барьеров внутри сердец и между людьми, и даже физически ощутимых, как эта стена. В заметке я расскажу о своих впечатлениях, размышлениях и вопросах после посещения монастыря «Эммануэль».
Итак, мы шли из Иерусалима в Вифлеем. Да, именно шли пешком, наш путь от стен Старого города до пропускного пункта в Вифлеем занял около полутора часов, включая остановку в греческом монастыре пророка Илии. Преодолев «чек поинт» (сомнительное удовольствие проходить под внимательными взглядами военных, а жителям Вифлеема, работающим за его пределами, приходится проделывать это дважды в день), вскоре мы оказались у ворот монастыря.
Кто такие «мелькиты»? Мелькитская Церковь – Восточно-католическая Церковь византийского обряда, имеющая свои корни в древней Антиохийской Церкви, основанной по преданию в 37 году апостолами Петром и Павлом. Церковь отделилась от Антиохийской Православной Церкви в результате раскола в 1724 году. Войдя под покровительство Римской Церкви, она сохранила свою традицию. В настоящее время община мелькитов – одна из крупнейших ближневосточных Церквей, имеет статус патриархата и своего патриарха.
Когда я оказалась в монастыре и увидела монахинь европейского происхождения, одетых совершенно как в православных монастырях и ведущих такой же быт, служащих по византийскому обряду на арабском… Мои глаза округлялись, файлы в голове не сходились…
От теории к практике: к мытью ног
Оказалось, что в 1960-х годах две сестры из бенедиктинского монастыря заинтересовались византийской традицией, поехали на Ближний Восток изучать её и в итоге получили разрешение на основание этой общины (1963 год). Сейчас в ней настоятельница (мать Марта) и шесть сестёр. Все сёстры выучили арабский (службы преимущественно ведутся на нём и часть на французском). Подьём – в 4 утра (в воскресенье – в 5.30), они полностью придерживаются византийского монашеского ритма жизни. Когда в следующий раз я приехала одна в монастырь на два дня, то сёстры меня пригласили на обед. Я воочию убедилась, насколько проста и скромна их еда (без всяких признаков любого мяса), во время трапезы не ведутся разговоры, а одна из сестёр читает жития святых или какую-то духовно-полезную литературу (читали на француском, поэтому я силюсь вспомнить,о чём и не могу).
Сестры много времени проводят в молитве. Особое их призвание – молитва о мире на Святой Земле.
Беседовали с нами (группой молодежи из семи человек) трое монахинь – две француженки и австрийка. Одна из молодых монахинь, сестра Елизабет, приехала сюда пять лет назад на велосипеде из Франции. В деле примирения, рассказывают сёстры, важно начать с себя, с отношений внутри общины. Каждую субботу одна из сестёр омывает ноги всем остальным и просит прощение за свои проступки (грехи) против единства. И сестры пригласили нас помолиться вместе, а потом они принесли тазики с водой, полотенца… и предложили вымыть нам ноги. Конечно, это было по желанию. А я оказалась в брюках и колготках… Очень хотелось принять участие, и решение надо было принимать молниеносно: я присоединилась к одной из сестер, которая мыла ноги другим. Мы поняли друг друга без слов. Непередаваемое ощущение благоговения перед другим человеком и его телом, переживание единства и любви. Это был очень сильный опыт.
Важно, наверно, сказать пару слов о внешнем виде и внутреннем убранстве. Самое запоминающееся – небольшая церковь, расписанная фресками с подписями на арабском, с небольшой в греческом стиле алтарной преградой и высокими монастырскими сидениями вдоль стен. Удивительно светлое и мирное место. Вообще на территории обители всего три здания: одно с церковью внутри, залом, помещениями для встреч и работы; дом, в котором живут сестры (в его состав вошёл первый маленький домик, в котором больше полувека назад поселились две первые сестры); и дом для гостей. Большой сад с маслиничными деревьями, потрясающий вид на начинающуюся в дали пустыню, закаты и рассветы – красивы как нигде. И здесь удивельно тихо и спокойно, даже призывы на молитву мусульманских запевал звучат словно далёкое эхо.
Молитва к Богородице, сокрушающей стены
Стена, разделяющая территории, исписана граффити, порой смешными, порой безобразными. Напротив монастыря иконописец, который расписывал местный храм, написал икону Богородицы. Прямо на стене! «Богородица, разрушающая стены» – так называют её сёстры, они молятся Божьей Матери и о том, чтобы не было этой стены и о мире в Израиле. Говорят, что Берлинская стена пала благодаря молитве детей, здесь надеятся на молитву Марии:
Пресвятая Богородица мы молим Тебя о помощи, ибо Ты — Царица неба и земли, Заступница всех страдающих.
Смиренно просим Тебя, сокруши Своими горячими материнскими молитвами эту стену и все преграды наших сердец, препятствия, порождающие стены страха, ненависти, жестокости и безразличия между людьми и народами.
Ты, сокрушившая главу змея своим Послушанием, собери нас под Твоим Пречистым Покровом, сохрани нас от всякого зла и озари наши сердца неугасимым светом Надежды.
Сподоби нас жить в Любви, стать единым народом, пусть наша жизнь являет Крест и Воскресение Твоего Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Царству которого не будет конца во веки веков. Аминь.
Настоятельница мать Марта видит в сочетании графити, иконы и их монастыря – иллюстрацию к Откровению 12:1-5. Графити изображает огромного змея или дракона с открытой пастью, с определенного ракурса действительно ощущение такое, что он хочет поглотить Деву: «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» (Откр. 12:4). Но – о чудо! – прямо перед нами монастырь Эммануэль: Спаситель пришёл в мир и с нами Бог!
Если вы когда-нибудь будете на Святой земле, посетите этот необычный, стоящий на перекрётске культур, традиций, миров, на границе Израиля и Палестины, монастырь «Эммануэль». На сайте можно найти информацию о нем и контакты.
Ирина Левина