Вот как сам автор описывает историю создания этого произведения: “Прошло, примерно, пятнадцать лет с тех пор, как один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в Великий пост исполняли ораторию… В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, он спускался с кафедры… Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее — и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр.
Этому действу и должна была соответствовать моя композиция. Задача дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около десяти минут, и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких, и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем”.
Гайдн создал цикл для оркестра из семи медленных частей (композитор именует их “сонатами”) с интродукцией и эпилогом “II Terremoto” (”Землетрясение”), живописующим бурю, разразившуюся после смерти Христа. Как предполагают, сочинение впервые было исполнено на Страстной неделе 1786 года в Кадисе в церкви Санта-Куэва и опубликовано в 1787 году.
Вскоре оно приобрело широчайшую известность, и Гайдн, в целях дальнейшей популяризации цикла, сделал его переложение для струнного квартета, также изданное в 1787 году, тогда же вышло и переложение для фортепиано, просмотренное Гайдном. До наших дней наиболее часто исполняемым является именно квартетный вариант.
Й. Гайдн. «Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте»
Семь сонат с интродукцией и заключением:
1. L’Introduzione. Maestoso ed Adagio
2. Sonata I. Largo “Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят”.
3. Sonata II. Grave e Cantabile “…Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю”.
4. Sonata III. Grave “Жено! Се, сын твой… Се, Матерь твоя!”.
5. Sonata IV. Largo “… Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?”.
6. Sonata V. Adagio “Жажду”.
7. Sonata VI. Lento “Свершилось!”.
8. Sonata VII. Largo “Отче! В руки Твои предаю дух Мой”.
9. II Terremonto. Presto con tutta la forza