Св. Колетта родилась в Корби, что в Пикардии, 13 января 1381 г. Она была дочерью бедного плотника знаменитого бенедиктинского аббатства Корби, Робера Буайе и его супруги Маргариты Mуайон.
Согласно преданию, родители Колетты состарились, не имея детей. В отчаянии Маргарита молилась святому Николаю, покровителю всех младенцев, предстательствовать за нее, чтобы она смогла родить. Несмотря на преклонный возраст (ей было шестьдесят лет), женщина забеременела и родила дочь. Малышка была крещена с именем Николетта в честь святого, которому родители были благодарны за чудо ее рождения. Колетта — ее уменьшительное, «домашнее» имя.
До четырнадцати лет Колетта отличалась от сверстниц низким ростом, чем немало огорчала любящего отца. Желая доставить ему удовольствие, Колетта стала испрашивать у Господа рост несколько выше обычного и вскоре получила его; возможно, это было первым чудом будущей аббатисы.
После смерти родителей в 1399 г., семнадцатилетняя Колетта раздала наследство беднякам и вступила в светскую молитвенную общину так называемых бегинок, но их образ жизни не отвечал устремлениям девушки. В 1402 г. она приняла постриг в Третьем ордене св. Франциска и стала жить отшельницей при церкви, под духовным руководством настоятеля Корбийского аббатства. Скоро затворница стала известна святостью жизни и духовной мудростью. Спустя четыре года подвижнической жизни, св. Колетта в нескольких видениях удостоверилась в своем призвании реформировать францисканский Второй орден, вернув его к первоначальным идеалам бедности и самоограничения. Когда же скромность и практический расчет побудили ее усомниться в этом призвании, Провидение ответило прямо и просто – в духе характера самой Колетты, на три дня лишив ее дара речи и на три дня – зрения, а затем восстановив здоровье и силы. Поневоле пришлось оставить все колебания и взяться за дело.
Между тем обстоятельства были не вполне благоприятны для реформы: в разгаре была Великая схизма; Церковь была расколота противостоянием двух претендентов на папский сан (вскоре добавился и третий), и то, кто из них является законным, было далеко не очевидно даже для прозорливцев. Кроме того, многое зависело от доброй воли светских властей. Св. Колетта сумела заручиться вниманием знатной вдовы — Бланки Женевской, сеньоры де Фонтене, сестры покойного графа Роберта Женевского (антипапы Климента VII), и, положившись на совет влиятельной покровительницы, сделала выбор в пользу раскольников. В октябре 1406 г. св. Колетта обратилась к антипапе Бенедикту XIII (Педро де Луна; в это время часть французов все еще продолжала почитать его истинным первосвященником). «Папа Луна» принял Колетту в Ницце, постриг в ордене Бедных Клар и разрешил реформировать его. Несколькими буллами, изданными Бенедиктом между 1406 и 1412 гг., святая была наделена полномочиями основывать новые обители и завершить реформу ордена, становясь начальницей всех реформируемых ею монастырей. По-видимому, вызывавшая общее уважение деятельность св. Колетты дала Бенедикту большую поддержку, чем та, которую он оказал ей сам. Со временем, однако, мать Колетта убедилась в канонической несостоятельности «папы Луны» и стала искать новую опору для своей миссии.
Во время путешествия в Ниццу для встречи с Бенедиктом св. Колетта остановилась в доме у друзей. У них должен был родиться третий ребенок, роды были трудными и возникла угроза смерти матери. Святая немедленно отправилась в местную церковь помолиться за роженицу. Мать счастливо разрешилась от бремени и сочла происшедшее чудом, сотворенным по молитве Колетты. Родившаяся девочка, Пьеринна, позднее вступила в один из основанных св. Колеттой монастырей, и стала секретарем и биографом подвижницы.
С одобрения Бланки де Фонтене и с помощью странствующего проповедника-францисканца брата Анри де Бома (ее духовника и наставника), св. Колетта начала свой труд в Женевском диоцезе. Но оставалась она там лишь краткое время. В 1410 г. подвижница основала свой первый монастырь в Безансоне, в полузаброшенном доме Бедных Клар. Отсюда ее реформа распространилась в другие сообщества Бедных Клар, переходя границы Великой схизмы. При жизни св. Колетты было основано 18 реформированных монастырей – в том числе в Германии и Нидерландах. Для обителей, принявших реформу св. Колетты, она предписала правила крайней бедности, отказ от обуви и беспрерывный пост.
Когда св. Колетта начала свою реформаторскую деятельность в Безансоне, местные жители отнеслись к ее начинаниям с большим подозрением – ведь от их пожертвований теперь полностью зависело самое существование монастыря. Но происшедшее чудо расставило все на свои места.
Местная крестьянка родила мертвого младенца. Вне себя от страха за душу ребенка (в то время господствовала вера в невозможность спасения для некрещеных младенцев), безутешный отец принес его приходскому священнику, прося о Таинстве. Видя, что новорожденный мертв, священник отказался крестить тело. Когда мужчина стал настаивать и впадать в исступление, священник велел ему идти к монахиням, что тот и сделал не мешкая.
Мать Колетта узнала об этой истории от привратницы обители. Сняв с себя головное покрывало, когда-то данное ей Бенедиктом при постриге, святая велела привратнице просить отца, чтобы он завернул в него младенца и шел обратно к священнику. Когда мужчина со своим маленьким свертком подошел к приходской церкви, ребенок заплакал. Священник немедленно окрестил его.
Чудеса, совершенные св. Колеттой при жизни и после смерти, соделали ее покровительницей бесплодных и беременных женщин, больных и нерожденных детей.
Вместе с братом Анри св. Колетта начала реформу среди францисканских братьев (поддержавшие эту реформу стали известны как «колетанцы», их не надо путать с обсервантами). Эти монахи сформировали уникальную ветвь ордена Братьев Меньших во главе с Анри, хотя и оставались в ведении провинциального министра францисканских братьев-обсервантов во Франции. Даже там они никогда не были многочисленны и влиятельны. В 1448 г. колетанцы имели лишь тринадцать общин, все из которых были приписаны к монастырям монахинь-колеттинок. Вместе с другими малыми ветвями ордена Братьев Меньших они были объединены с более крупной ветвью обсервантов в 1517 г., при Папе Льве X.
Св. Колетта Корбийская была уже при жизни почитаема за святость, пророчества, экстазы и видения Страстей Христовых. К её мнению прислушивались иерархи, и она не стеснялась давать им советы: отцам Констанцского собора она написала с призывом отказать в признании «папе Луне», а отцов мятежного Базельского собора, покушавшегося на папский авторитет, призвала разъехаться. Её сильный характер не помешал найти общий язык с другим выдающимся реформатором францисканского ордена – воинственным св. Иоанном Капистранским, хотя многие ожидали острого конфликта.
Святую часто посещали ангелы. Но и демоны не оставляли ее своей ненавистью, посылая ей мучительные или искусительные видения и причиняя ей боль. Эти страдания только укрепляли дух св. Колетты; она как-то заметила, что день, когда она вовсе не страдала за Господа, был бы для нее несчастнейшим.
Св. Колетта преставилась в монастыре своей общины в Генте 6 марта 1447 г.; ее кончина сопровождалась ангельским пением, слышным в нескольких колеттинских обителях. Святой аббатисе было 66 лет. Останки ее почитаются в санктуарии Вифлеемского монастыря в Генте.
Она была провозглашена блаженной 23 января 1740 Папой Римским Климентом XII (за несколько недель до его смерти) и канонизирована 24 мая 1807 г. Папой Пием VII.
В наши дни за пределами Франции обители монахинь-колеттинок находятся в Бельгии, Германии, Ирландии, Японии, Норвегии, на Филиппинах, в Испании, Великобритании и США. В дополнение к строгим правилам Бедных Клар, колеттинки следуют собственным особым Конституциям, одобренным в 1434 г. Генеральным министром францисканцев Гульельмо да Казале и подтвержденным на протяжении XV века Папами Николаем V, Пием II и Сикстом IV.
“Мы должны верно держать свои обещания. Если, по слабости человеческой, мы падаем, то должны всегда без промедления восставать ради святого покаяния, и сосредоточенно стремиться к доброй жизни и святой кончине. Отец всяческого милосердия, Сын во святых Своих страданиях и Дух Святой, источник мира, сладости и любви, да исполнят нас своим утешением. Аминь.”
Анастасия Медведева