По традиции в третье воскресенье Великого поста совершается первое исследование для избранных, которые будут крещены на Пасху. Церковь предлагает в этом случае читать отрывок Евангелия от Иоанна о беседе Иисуса с самаритянкой.
Если посмотреть внимательно на этот евангельский текст, можно обратить внимание на три недоразумения, которые возникают между Иисусом, самаритянкой и учениками Христа. Эти три недоразумения, как и три искушения Христа в пустыне, выявляют три насущных вопроса нашей жизни.
Первое недоразумение касается жажды. Христос предстает перед самаритянкой как проситель. «Дай Мне пить», – говорит Он. И она отвечает: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?». Она пока не понимает, что Иисус жаждет ее жажды: «Если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Бог жаждет нашей любви. Мы ожидаем Спасителя, Искупителя, который спасет нас… и вот к нам приходит проситель, который просит у нас пить. Этим Бог показывает нам, что Он ищет прежде всего нашего дара, чтобы преобразить его. Он просит нас черпать воду, чтобы преобразить ее в воду живую, текущую в жизнь вечную. И действительно, Бог прежде всего учит нас отдавать, дарить. Первая Его благодать – это Его призыв открыть свое сердце и дать хотя бы очень мало: один взгляд или улыбку и Он сам преобразит и умножит этот маленький дар. Бог жаждет нашей жажды Его, Бог желает нашего желания встретиться с Ним. Наш Спаситель призывает нас сотрудничать с Его благодатью. Так первое недоразумение, возникшее между Иисусом и самаритянкой, оказывается первым призывом к обращению.
Второе недоразумение касается мужа самаритянки. Иисус говорит ей: «Позови мужа твоего». Здесь, в отличие от предыдущего случая, Иисус просит о том, чего у женщины нет. Она отвечает: «У меня нет мужа». Иисус говорит ей: «Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Христос просит у нас о том, чего у нас нет, чтобы показать, что это Он, Господь, – источник всех благ. В случае с самаритянкой – блага верности мужу. В нашем случае – блага верности Богу, и особенно верности в молитве. Во время Великого поста нам надо учиться быть верными в молитве и поклоняться Отцу в духе и истине. Так второе недоразумение этого Евангельского отрывка становится вторым призывом к обращению.
Третье недоразумение касается пищи. Иисус не ест пищи, которую принесли Ему ученики, но говорит им: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». И Он объясняет им, что это за пища: «Творить волю Пославшего Меня». Это означает, что Иисус постится, показывая таким образом свою нужду творить волю Отца. Великий пост, который мы сейчас переживаем, ведет нас к пониманию, что пост и воздержание помогают нам осознать, что наша единственная пища – творить волю Отца. И если наш пост не ведет нас к тому, чтобы творить волю Отца, он будет просто бессмысленным подвигом.
Эти три недоразумения, которые мы находим в сегодняшнем Евангелии, являются для нас призывом к обращению. Бог призывает нас сделать выбор: черпать каждый день воду, которая не утоляет жажды, или отдать себя самого, чтобы наша жажда была утолена водой живой; быть неверными Богу или бодрствовать в молитве; есть пищу, которая не насыщает, или питаться пищей, дающей жизнь вечную. Беседа с самаритянкой – это история обращения женщины и, благодаря ей, обращения всего города. Этим Господь показывает нам, что от нашего обращения зависит обращение наших ближних.
Эти три недоразумения, касающиеся жажды, мужа и пищи, иллюстрируют также три основных момента Евхаристии. Во время приношения даров мы приносим Богу прежде всего нашу жажду встретиться с Ним, и Господь будет преображать эту жажду. Во время Евхаристической молитвы мы благодарим Бога за Его верность и просим Его даровать и нам благодать быть верными завету с Ним. В святом причастии мы получаем Христа – истинный Хлеб, истинную пищу, которая дает нам силы творить волю Отца. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР