Святой Захария, Папа Римский
Св. Папа Захария (Захарий) правил с 10 декабря 741 по 22 марта 752 гг., наследовав св. Григорию III и предшествовав Стефану II.
Захария, сын Полихрония, был греком из Калабрии – «Великой Греции» на итальянском юге. Он был последним греком на престоле св. Петра. До него более двухсот лет Папами становились представители грекоязычного клира, и их избрание контролировалось императорами из Константинополя. Захария оказался последним в этой череде «византийских Пап». Роковой для союза Св. Престола с верховным монархом христиан оказалась иконоборческая ересь, в которую впали император Лев III Исавр и его преемники. Св. Папа Григорий III осудил иконоборчество и созвал два синода, дабы подкрепить это решение соборным авторитетом. Вероятно, в обоих синодах участвовал и Захария, уже тогда известный мягким, приветливым нравом, сочетавшимся, однако, с твердостью духа.
В ответ на протесты Рима император позволил себе открытую враждебность; в частности, он вырвал из папской юрисдикции юг Италии, переподчинив его диоцезы Константинопольскому патриарху. Не избежала этой участи и родина св. Захарии, Калабрия. Став Папой, Захария все еще был вынужден просить признания своих полномочий у императора-еретика, Константина V «Копронима». Впрочем, император признал Захарию Папой, надеясь, что тот будет сговорчивей своего предшественника. Но Захария, мудрый дипломат, понимал, что должен найти себе светскую опору – или опоры – на Западе.
Сперва св. Захария упрочил связи Рима с лангобардскими королем Лиутпрандом и его князьями, а затем обратился к Франкской державе, где поддержал низложение последнего из Меровингов, Хильдерика III, в пользу действительных правителей страны – потомков майордома Карла Мартелла.
Коронация сына Карла, Пипина Короткого, в Суассоне, совершенная по папскому поручению св. Бонифацием Кредитонским в 752 г., ознаменовала начало многовекового альянса Св. Престола и Франции, и предварила создание новой западной империи при сыне Пипина, св. Карле Великом.
Не меньшую предусмотрительность св. Захария проявил в делах управления Церковью и в ее миссионерских трудах. При нем просияли великие епископы-просветители — таковы были и полный рвения англичанин св. Бонифаций, мученик и «апостол германцев», и утонченный ирландский интеллектуал св. Виргилий Геометр. Миссия в Германии была слишком тесна для двух столь несходных праведников; однажды св. Бонифаций обвинил св. Виргилия в политических интригах и языческих суевериях. До сих пор из одного антикатолического памфлета в другой путешествует анекдот о том, как св. Захария якобы поверил навету и разделался со св. Виргилием. На самом деле в итоге разбирательства св. Папа назначил св. Виргилия князем-епископом Зальцбургским, а св. Бонифация увещал не верить дурным слухам.
Св. Захария отошел ко Господу 14 (22?) марта 752 г. в Риме и был погребен в Базилике св. Петра. Преемником был избран Стефан, умерший вскоре после посвящения и не считающийся действительным Папой. Ему наследовал другой Стефан, ставший Папой Стефаном II.
В стремлении христианизировать Рим св. Папа Захария построил первоначальную церковь Санта Мария Сопра Минерва на месте древнего языческого храма Минервы близ Пантеона.
Он также реставрировал Латеранский дворец и перенес реликвию св. Георгия — главу святого — в церковь Сан Джорджо аль Велабро.
В уже существующих храмах святой Захария заботился о достойном убранстве.
В часы, свободные от богослужений и управления делами Церкви, св. Захария перевел на греческий язык диалоги своего предшественника св. Григория Великого, немало содействовав его почитанию на Востоке. Именно эти диалоги обеспечили св. Григорию прозвание «Двоеслова», под которым он почитается в православной традиции.
Надгробие св. Папы Захарии не сохранилось, как и многие другие в старой базилике св. Петра, разрушенные при ее перестройке.
Святой Климент Мария Хофбауэр
Проповедник и реформатор, редемпторист св. Климент Мария Хофбауэр родился 26 декабря 1751 г. в южноморавской деревне Тасовице на Дие (Тассвиц). Он стал девятым ребенком у мясника и его жены, и был крещен с именем Иоанн (Хансль). Чешская фамилия семьи Дворжак на немецкий лад была переделана в Хофбауэр.
Семья была бедна, мальчик не мог и мечтать о семинарии. Тем не менее он стал учить латынь под руководством приходского священника. Но в четырнадцать лет Хансль вынужден был оставить занятия: старый священник умер, а его преемник не находил времени на юного чудака. В то же время Хансль выучился ремеслу пекаря. В 1770 г. он стал работать в пекарне Белых Братьев – в Лоуцком (Клостербрюкском) премонстратском монастыре. В то время из-за войны и неурожая множество бездомных и голодных людей прибегало за помощью к монастырю. Хофбауэр денно и нощно работал, чтобы накормить всех страждущих.
В 1771 г. Хофбауэр отправился в Тиволи, где хотел стать отшельником в санктуарии Пресвятой Богородицы Квинтилиоло. Он просил отшельнического облачения у местного епископа. Именно там Хансль Хофбауэр принял имя Климент Мария в честь епископа Анкирского св. Климента и Матери Божией. В отшельничестве своем св. Климент Мария молился о себе и обо всех тех в миру, кто забыл помолиться. Он работал при святилище и помогал прибывавшим паломникам. Но меньше чем через шесть месяцев покинул Квинтилиоло. Климент Мария осознал ценность молитвы за людей, но это все равно не было священством — целью его жизни. Он возвратился в монастырь Белых Братьев печь хлеб и учить латынь. Окончив в 1776 г. курс философии, он не мог, тем не менее, следовать дальше тем же путем: император Иосиф II не разрешал прием послушников в премонстратские общины. Политика «иозефинизма» во владениях Габсбургов, имевшая целью, по мысли императора, поддержать Церковь путем строгой рационализации ее обустройства, в действительности наносила ей тяжкий урон.
Св. Климент Мария вернулся домой и два года отшельничал в Мильфроне (Мюльфрауне, ныне – Дыя), заставляя себя переносить суровые посты, лишения и длинные часы вечерней молитвы. Но по настоянию матери он оставил свою пустынь, чтобы вновь стать пекарем. На этот раз работа нашлась в знаменитой венской пекарне, где он встретил двух почтенных дам, ставших его главными благотворительницами.
В возрасте двадцати девяти лет Хофбауэр поступил в Венский университет. Так как все семинарии были закрыты, претенденты на священство должны были получать светское образование. Св. Климент Мария с огромным трудом выдерживал богословский курс, отмеченный сильным влиянием моды на поверхностный рационализм.
В паломничестве, в 1784 г., Хофбауэр вместе со своим другом Таддеусом Хюблем решил вступить в религиозную конгрегацию. Два семинариста были приняты в редемптористский новициат в итальянском Сан Джулиано. В праздник св. Иосифа, 19 марта 1784 г., они принесли свои публичные обеты, а десятью днями позднее — рукоположены во священники в соборе Алатри. Им было поручено устроить конгрегацию Святейшего Искупителя на севере Европы.
Политическая ситуация не позволяла Хофбауэру оставаться на родине. Император Иосиф II, закрывший более тысячи монастырей, не собирался позволять новому ордену устраивать обитель. Осознавая это, два редемпториста двинулись в Польшу. В феврале 1787 г. они добрались до Варшавы. В городе со 124 000 населения уже было 160 церквей и 20 монастырей, а равно великое множество вольнодумцев и масонские ложи. Страну лихорадило. Польша того времени находилась в центре вихря исторических событий. Король Станислав II Август пребывал в драматической зависимости от России. Первый раздел страны произошел в 1772, второй — в 1793, третий — в 1794 г. За двадцать один год в Варшаве св. Климент Мария вряд ли видел момент мира.
По дороге в Варшаву к двум новопоставленным священникам присоединился Петер Кунцманн, ставший первым братом-мирянином из-за пределов Италии. В Варшаве, совершенно без денег, они приняли попечение о церкви св. Бенно и католиках, говоривших по-немецки. Изучив, в свою очередь, польский язык, редемптористы распространили свои труды и на жителей прилежавших к их церкви кварталов.
Когда Хофбауэр увидел однажды бездомного мальчишку на улице, он привел его в приходской дом, вымыл, накормил и обучил торговому делу, наставив и в вере. За первым беспризорником пришел другой. Когда количество мальчиков стало слишком велико для приходского дома, св. Климент Мария открыл приют Младенца Иисуса для своих бездомных. Ему приходилось непрерывно просить подаяния, чтобы прокормить и одеть детей. Он делал это не стыдясь. Однажды, зайдя в хлебную лавку за буханкой хлеба, он увидел, что у хозяина нет помощника. Св. Климент весь день простоял у печи, вспомнив пекарский опыт. Хлеба для детей хватило и на этот день, и на много дней вперед.
Другая история повествует о том, как св. Климент Мария зашел в местный трактир за милостыней. Когда он попросил о пожертвовании, один из хозяев плеснул пиво святому в лицо. Утершись, Хофбауэр ответил: “Это было для меня. А что вы можете дать моим мальчикам?”. Присутствовавшие были так потрясены, что собрали более сотни талеров. Через несколько лет прежде полупустая церковь св. Бенно была полна народа. Чудаковатые иностранцы завоевали доверие варшавян.
В 1791 г. приют для мальчиков был преобразован в академию. Была основана школа для девочек. Но количество сирот все росло, и, не смотря на помощь многих благотворителей, св. Климент Мария по-прежнему должен был ходить от двери к двери, прося милостыню.
В храме община из пяти редемптористов и трех братьев-мирян начала то, что сами они назвали Непрерывной Миссией. Все дни в году, на немецком и польском языках, служились пять служб. Три мессы, последования Богородице, выставления Св. Даров, Крестный Путь, вечерни, Часы и литании. Священники были доступны для исповеди в любой час дня и ночи. И к 1800 г. плоды стали видимы. В св. Бенно служил уже 21 редемпторист, было пять послушников и четверо польских семинаристов. Все это происходило на фоне политических потрясений. На Страстной неделе 1794 г. война вновь достигла Варшавы: город взяли повстанцы Тадеуша Костюшко. Редемптористы, как и все жители, подверглись большой опасности. Три ядра проломили крышу церкви, но не взорвались. Во время сражений отцы молились о мире: это вызвало и протесты, и упреки в предательстве. Вскоре местным священникам было запрещено приглашать редемптористов для проповеди. Впоследствии был наложен запрет и на проповедь, и на исповедь в самой церкви св. Бенно.
После прихода Наполеона, в 1808 г., 40 редемптористов были посажены в тюрьму, а затем высланы на родину. Св. Климент Мария отправился в Вену, где стал капелланом урсулинок и настоятелем приписанного к ним прихода. Он стал знаменит благочестием и рвением. Во время осады Вены войсками Наполеона св. Климент Мария состоял при госпитале капелланом раненых солдат. Служа у урсулинок, он стяжал славу внимательного и чуткого исповедника, мастера красноречивой проповеди.
В начале XIX столетия Вена была европейской культурной столицей. Хофбауэр любил проводить время со студентами и интеллектуалами. Студенты приходили — по одиночке и группами — к нему поговорить, пообедать, получить добрый совет. Многие из них стали и сами редемптористами. Св. Климент Мария привел к Церкви многих богатых и творческих венцев. Среди них — Фридрих и Доротея фон Шлегель (дочь Мендельсона), личный секретарь Меттерниха Йозеф фон Пилат. Принц Руперт Баварский прибегнул к помощи св. Климента в противодействии движению за создание национальной церкви Германии. Из-за противостояния иозефинистскому секулярному контролю св. Климент Мария был на грани высылки из Австрии. Несмотря на сложности во взаимоотношениях с правительством, в конце труды св. Климента Мария были вознаграждены. Император Франциск разрешил предоставить одну из венских церквей под первую официальную резиденцию редемптористов в Австрии. Но резиденция была открыта уже без святого основателя. Он занемог весной 1820 г. и умер 20 марта.
Простота была основной чертой его святости. Он прожил жизнь чистоты и служения, посвятив себя прославлению Бога и призывая других служить Ему.
Климент Мария Хофбауэр был канонизирован 20 мая 1909 г. св. Папой Пием X. Он является небесным покровителем Вены и Варшавы.
Основным местом поклонения памяти святого “апостола Вены” является древняя церковь Мария ам Гештаде, где почивают его мощи.