Сегодняшний отрывок Евангелия можно назвать благовещением святого Иосифа. В отличие от повествования о благовещении Марии и Захарии, в сегодняшнем евангельском тексте видим, что Иосиф ничего не отвечает ангелу. Святой Иосиф не произносит в Евангелии ни одного слова, он молчит. Он так выражает свою любовь.
Это молчание является тайной Иосифа. Евангелие повествует о том, как Иосиф, обнаружив, что его Невеста беременна, «хотел тайно отпустить Ее». Но ангел говорит ему: «Не бойся принять Марию, жену твою» (Мф 1, 20). Многие думают, что Иосиф хотел отпустить Марию, чтобы скрыть Ее вину. Конечно, это можно понять: любой жених оказался бы в трудном положении, узнав, что его невеста беременна. Легко себе представить, какая это была драма для Иосифа, какие переживания, сомнения! Но, как мне кажется, если св. Иосиф решил тайно отпустить Марию, это, прежде всего, из уважения к той тайне, перед которой он оказался. Отцы Церкви сравнивали его реакцию на это событие со святым страхом Божиим всех праведников в Библии. Это, например, Моисей, который «закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога» (Исх 3, 6). Это пророк Исайя, который воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис 6, 5). Это Елизавета, которая спрашивает: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк 1, 43). Это Петр, который говорит Христу: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк 5, 8). Это сотник, сказавший: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Мф 8, 8). Как все эти праведные люди, особенно как этот сотник, Иосиф боится принять Марию не потому, что он Ей не доверяет и хочет скрыть Ее вину, не потому, что беспокоится о своей репутации. Он боится принять Марию, потому что осознает великую тайну, которая совершается и которой он считает себя недостойным. Святые Отцы говорили, что Иосиф – противоположность Адаму. Адам в райском саду не побоялся принять плод Божий, который предложила ему Ева. А Иосиф боится принять Божественный Плод, который носит в себе Дева Мария.
Иосиф молчит и этим дает нам урок благочестия, настоящего страха Божия. Он также дает нам урок любви. У нас часто складывается впечатление, что мы сами выбираем, с кем нам жить. Это не совсем так, Бог посылает нам этих людей или посылает нас к ним. Конечно, мы свободны и можем принять их или отвергнуть, подобно тому, как Иосиф и Мария могли отказаться от совета ангела. Однако сам Бог посылает нам тех, кого мы любим, даже наших родителей и детей. Мы обычно говорим: «У меня есть дети». Библия говорит по-другому: «Младенец родился нам; Сын дан нам» (Ис 9, 6). Если мы осознаем, что наши близкие – это дар Божий, что супруг, супруга, дети, родители посланы нам Богом, мы не будем относиться к ним как к своей собственности, а будем уважать их свободу, их тайну, будем принимать их такими, какие они есть, потому что они, прежде всего, принадлежат Богу. Если в общении с ними появятся трудности, мы будем смотреть на наших близких не как на людей, случайно возникших в нашей жизни, а как на дар Божий, который нам надо сохранить. Любовь невозможна без уважения к тайне другого человека. Святому Иосифу должно было чтить тайну Марии, победить свои сомнения, свое непонимание. Ангел говорит ему: «Осторожно, твоя Жена – не твоя собственность. У Нее, прежде всего, особые отношения с Богом».
Помолимся, чтобы святой Иосиф помогал нам молчать перед тайной Бога и перед тайной наших ближних. Это молчание будет более плодотворно, чем все слова, которые мы могли бы сказать. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР