По традиции в четвертое воскресенье Великого поста совершается второе исследование для избранных, которые будут крещены на Пасху. Церковь предлагает в этом случае читать отрывок Евангелия от Иоанна об исцелении слепорожденного. Для катехуменов, которые готовятся к крещению, этот евангельский текст объясняет, что значит веровать. Историю о слепорожденном можно назвать притчей о вере. Вместе с тем, можно сказать, что рассказ о слепорожденном – это рассказ о новом творении. Мы находим в нем много мотивов из рассказа о сотворении мира в книге Бытия. Во-первых, свет, который увидел, благодаря исцелению, слепорожденный, – это первое, что сотворил Бог при сотворении мира. Затем, земля, из которой Христос делает брение, чтобы помазать глаза слепорожденного, – намек на сотворение человека из праха земного. Вода купальни Силоам напоминает воды, над которыми носился Святой Дух в книге Бытия. И, наконец, это Слово, через которое сотворено всё существующее, а теперь Иисус, воплотившееся Слово, обновляет свое творение. Таким образом, здесь всё говорит о начале, о новом рождении. Действительно, вера открывает нам путь к новому творению, к обновлению нашей жизни. И как раз в этом отрывке Евангелия мы находим три основополагающих принципа веры.
Первый принцип веры: нам надо верить, чтобы видеть. Слепорожденный поверил словам Иисуса и омылся в купальне Силоам, поэтому он прозрел. Постепенно он обнаруживает, что слово Божие, которое человек принимает и исполняет, дает свет, который позволяет ему видеть то, чего он раньше не видел. Также и для нас: вера позволяет увидеть нашу жизнь в истинном свете, свете Христовом. Свет Христов помогает нам смотреть на человека не просто как на индивидуума, но как на творение Божие. Мы начинаем смотреть на жизнь не как на борьбу за существование, а как на школу любви и начало жизни вечной. И, наконец, свет Христов помогает нам смотреть на смерть не как на трагический конец всего живого, а как на переход, через который Христос сам первый прошел и ведет и нас к нашему небесному Отцу. Итак, вера позволяет нам видеть.
Однако свет Христов позволяет нам не только видеть, но и жить. И это второй принцип веры. Здесь можно привести пример из жизни растений – это известный всем процесс, который называется фотосинтез. Даже самая плодородная почва без света не может дать растению полноценную жизнь. Только благодаря свету растения могут питательные вещества, которое они берут из почвы, преобразить в зелень. Так и для нас: наша жизнь становится плодотворной, становится жизнью в истинном смысле этого слова только тогда, когда мы обращаемся к свету истины.
Но и это еще не все. В Евангелии слепорожденный открывает, как хорошо видеть мир, благодаря свету. Но в конце своего разговора с фарисеями, он понимает, что еще лучше видеть сам Свет, то есть Иисуса Христа. «Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» – спрашивает он. Он хочет узнать, кто является этим Светом, чтобы увидеть Его. И Христос отвечает: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин 9, 36-37). Тогда, как говорит евангелист, слепорожденный поклонился Ему. Действительно, – и это третий принцип веры, – еще лучше видеть сам Свет, чем просто видеть мир, благодаря свету. А то, что мы увидим Свет, ведет нас, как и слепорожденного, к поклонению.
И мы также, братья и сестры, призваны слушать слова, обращенные к слепорожденному, и нам надо умыть свои глаза в купальне Силоам. Мы также нуждаемся в том, чтобы очистить свой взгляд на себя самих, чтобы не презирать себя и не гордится собой, но смотреть на себя так, как смотрит на нас Бог. Нам также надо очистить свой взгляд на других людей, чтобы не видеть в них соперников или инструмент для исполнения наших желаний, но видеть в них посланных нам Богом братьев и сестер. Нам надо также очистить свой взгляд на Бога, чтобы не видеть в Нем только строгого Судью, но увидеть любящего Бога, нашего Отца. Вот то новое творение, новый человек, которым мы призваны стать во Христе – Боге от Бога, Свете от Света. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР