Святой апостол Архип (Архипп)
“Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе” (Кол. 4,17).
“Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, сестре возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и их домашней церкви” (Флм. 1, 1 — 3).
Эти слова Писания, повествующие о св. Архиппе, говорят немного. Предания и легенды, повествующие об апостолах из числа семидесяти, напротив, доносят до нас множество подробностей.
Св. апостол (из числа семидесяти) Филимон и его супруга Апфия жили в городе Колоссы во Фригии. По принятии Крещения от святого апостола Павла они обратили свой дом в дом молитвы, где собирались все верующие во Христа колоссяне, и посвятили себя служению больным и обездоленным. Их сын, св. Архип, возглавил христианскую общину в Колоссах и Иераполисе (вторым по апостоле Епафрасе), а св. Филимон стал главой христиан города Газы и проповедовал Слово Божие по всей Фригии. Сам апостол Павел не оставлял его своим руководством.
Апостол Архип отличался святой праведной жизнью, особым рвением в молитвах и требовательностью к себе. Он был строгим аскетом, но отличался величайшим состраданием к бедствующим. Исполненный Святого Духа, св. Архип проповедовал Евангелие во многих городах, в том числе и в Иерусалиме.
В гонение императора Нерона (54 – 68 гг.) святые Филимон, Апфия и Архип приняли мученическую кончину. Во время языческого праздника разъяренная толпа ворвалась в христианское собрание, когда там совершалось богослужение. Все в страхе разбежались, остались только святые Филимон, Архип и Апфия. Их схватили и повели к градоначальнику. Св. Архипа озверевшая толпа избила и изрезала ножами, и по дороге на суд он скончался. Святые Филимон и Апфия, по приговору правителя, были побиты камнями. С ними также пострадал св. Онисим, их бывший раб.
Святой Иоанн Непомуцкий
Ян Вельфлин (Вёльфлин) родился, по горячей молитве родителей, в 1340-49 г. в почтенном, но небогатом семействе в маленьком богемском торговом городке Помуке, принадлежавшем ближайшему цистерцианскому аббатству. В благодарность родители посвятили мальчика Богу. Св. Иоанн изучал каноническое право в Карловом университете, а затем в Падуе. В 1393 г. он стал генеральным викарием архиепископа Пражского, Яна Йенштейнского. В том же году он погиб.
Св. Иоанн стал генеральным викарием в тяжелые годы. Отношения между государем (это был Вячеслав IV Люксембургский, король Чешский и Римский) и архиепископом были исключительно скверными: взбалмошный король и его фавориты часто вмешивались в дела Церкви. Архиепископ был почти что отстранен от власти, и на генерального викария ложилось особенно тяжелое бремя ответственности. При этом против св. Иоанна король поначалу ничего не имел, и тот часто бывал приглашен ко двору. Среди искавших его совета и исповедавшихся у него была королева, София Баварская.
Роковым обстоятельсвом стала смерть очередного аббата бенедектинской обители в Кладрубах. Король намеревался упразднить аббатство, добиться учреждения кафедры в Кладрубах и получить выгоду от передела обширных владений монастыря. Поэтому монахам было указано не избирать нового аббата. Но братия последовала уставу и обычаю, а не королевской воле. Св. Иоанн исполнил свой долг и утвердил выбор от имени архиепископии.
Разъяренный король приказал доставить к нему «виновных», в том числе св. Иоанна и двух других священников, ведавших канцелярскими делами епархии. Под пыткой все, кроме Иоанна, согласились на требования короля, по крайней мере на словах. Св. Иоанн, напротив, вознегодовал, обличил несправедливость короля и отказался отменять свое решение. В гневе король обрушился на св. Иоанна с бранью и упреками в измене. Среди этих речей он, по преданию, потребовал пересказать исповеди своей супруги, но св. Иоанн отказался раскрывать тайну. Последовали новые жестокие мучения (св. Иоанна вздергивали на дыбу, жгли ему факелами бока), но они не поколебали решимости мученика. В конце концов св. Иоанн был по приказу короля отнесен на Карлов мост и утоплен во Влтаве. По другим сведениям, он был смертельно ранен во время истязаний, и с моста был сброшен труп. Это произошло 20 мая.
Тело мученика, вынесенное на берег течением и осиянное чудесным светом звезд, нашли рыбаки, и тут же оно было перенесено разгневанным и скорбящим духовенством в храм ордена «Крестоносцев со звездой», а позже в кафедральный собор. Архиепископ и законный аббат Кладрубский поспешили в Рим с жалобой, текст которой являлся, в сущности, первым житием святого. В нем Иоанн был недвусмысленно назван святым мучеником.
Король сперва делал вид, что ничего особенного не произошло, затем изъявил сожаление о случившемся. По-видимому, на свой лад Вячеслав восхищался стойкостью и силой духа мученика. Персональная эмблема короля – зимородок – по-видимому, содержала уважительный намек на страдания св. Иоанна (в античной традиции первым зимородком стал утонувший и воскресший герой). Несколько лет спустя Вячеслав лишился римского престола, пережил унижение и заточение, и умер в приступе крайнего отчаяния.
В 1618 г. избранный чешским королем кальвинист Фридрих Пфальцский решил (к радости одних своих протестантских сторонников и к досаде других) избавиться от икон и мощей в кафедральном соборе. Неоднократно пытались разрушить место упокоения св. Иоанна, но каждая такая попытка чудесным образом проваливалась, а однажды люди, собиравшиеся совершить святотатство, погибли на месте. В 1620 г. чешские войска были разбиты императорской армией, протестантское правление в Праге завершилось. Когда рака св. Иоанна была открыта, через триста тридцать лет после его смерти, вся плоть явилась истлевшей, кроме языка. Он один, в молчании, продолжал славить Бога.
В 1683 г. Карлов мост украсила статуя святого, что породило многочисленные подражания по всей Европе, включая Рим. В 1708 г. была освящена первая церковь во имя св. Иоанна. 19 марта 1729 г. Иоанн Непомуцкий был канонизирован Папой Бенедиктом XIII.
Св. Иоанна почитают во всей Центральной и Восточной Европе, включая Чехию, Италию, Германию, Австрию, Польшу и Литву. И в нашем храме, в часовне Благовещения, стояла до разорения статуя св. Иоанна Непомуцкого, которому молятся об избавлении от наводнений. Его обычно изображают с нимбом из пяти звезд, в память о знамении, явившемся над Влтавой в ночь мученической кончины святого. Роскошный барочный сребро-позлащенный саркофаг работы Фишера фон Эрлаха хранит святые мощи мученика в соборе св. Вита.