Святой мученик Василий Анкирский
И раннее житие святого пресвитера из Анкиры [ныне это — Анкара], и позднейшие изводы повествуют о подвиге и страданиях этого мученика в столь цельном стиле, что его жалко портить пересказом; поэтому дальше следует длинная цитата.
«Маркелл, епископ Анкиры, заявил себя ярым противником арианства, по каковой причине был изгнан императором Констанцием в 336 г. Василий, глашатай полу-арианствующих, был поставлен на кафедру, но и его сместили твердые ариане в 360 г. … Святого мученика, о котором мы говорим, также звали Василием. Человек святой жизни, безупречный в речах, он был в Анкире пресвитером при епископе Маркелле. Его взрастили святые на стезе чистейшего благочестия. Он проповедовал слово Божие с великим усердием, и когда волк-арианин, носивший то же имя, задумал насадить в городе эту ересь, св. Василий не упускал случая взывать к людям, с рвением и бестрепетностью пророка, предостерегая их от ловушек, которые были приготовлены для них, и призывал оставаться стойкими в католической вере. Ариане запретили св. Василию в 360 г. церковное служение: но он не признал неправедный указ и строго защищал католическую истину перед самим императором Констанцием. Когда же Юлиан Отступник восстановил идолослужение и использовал все способы для совращения верных, св. Василий прошел по всему городу, укрепляя христиан в решимости стоять твердо и не осквернять себя языческими жертвами и возлияниями, но сражаться мужественно во имя Божие.
Язычники наложили на него руки и привели его к проконсулу Сатурнину, обвиняя его в подстрекательстве к бунту, в опрокидывании алтарей, настраивании людей против богов и непочтительных речах об императоре и его вере. Проконсул спросил св. Василия, не истинна ли вера, установленная императором? Св. мученик отвечал: “Можешь ли сам ты верить в это? Может ли любой человек, наделенный разумом заставить себя поверить, что эти бессловесные статуи суть боги?”. Проконсул велел пытать его на дыбе и, насмехаясь, говорил ему среди мучений: “Ты не веришь, что сила императора велика, и может он наказывать тех, кто не подчиняется ему? Опыт — превосходный учитель, и образует тебя лучше. Покорись императору, почти богов и принеси жертву”. Св. Василий, молившийся во время своих мучений, с великим достоинством отвечал: “Никогда сего не сотворю”.
Проконсул препроводил его в темницу и сообщил своему государю, императору Юлиану о свершившемся. Император одобрил его действия и назначил двух судей-отступников для помощи проконсулу на суде. Они же взяли с собой из Никомидии одного Асклепия, хитрого жреца Эскулапа, и прибыли в Анкиру. Они сначала пытались лестью и обещаниями склонить св. Василия к отступничеству, но потерпели поражение, ибо святой не переставал и в заточении хвалить и славить Бога, и гневно обличил отступников. Тогда вновь жестоко пытали святого мученика и вновь заковали в тяжелейшие цепи и бросили в глубокую темницу.
Тем временем Юлиан отправился из Константинополя в Антиохию для подготовки к персидской войне. Из Халкидона он свернул со своего пути в Пессинунт, город в Галатии, чтобы принести жертвы в храме Кибелы. В том городе он приговорил некоего христианина к обезглавлению за веру, и мученик шел на свою казнь с такой радостью, как если бы на пир позвали его. Когда же император появился в Анкире, к нему привели св. Василия. Хитроумный император с притворным состраданием сказал ему: “Я и сам хорошо искушен в твоих тайнах. Могу сообщить тебе, что Христос, в котором ты полагаешь надежду свою, умер при Пилате и пребывает среди мертвых”. Святой отвечал: “Ты заблуждаешься; ты отрекся от Христа, когда Он поручил тебе империю. Но Он отлучит от тебя ее вместе с жизнью. Как ты сверг Его алтари, так повергнет Он твой трон, и как ты презрел святой закон Его, который ты прежде столь часто произносил, будучи чтецом в церкви, и поверг его под ноги свои, так и тело твое будет брошено без почестей погребения, и будет попрано людьми.” Юлиан ответил: “Я решил было отпустить тебя, но то, как дерзко ты отверг мой совет и уязвил меня упреками, побуждает меня поступить с тобой сурово. И вот мой указ — каждый день кожа твоя будет сдираться с тебя в семи разных местах, пока не останется ее на тебе”.
Император поручил казнь Фрументию, начальнику своей стражи. Св. Василий, принимавший с великим терпением первые страдания свои, решил затем говорить с императором. Фрументий сам принес весть Юлиану, не сомневаясь, что Василий сдался и готов совершить жертвоприношение. Император приказал назначить Василию встречу в храме Эскулапа. Там склонял он святого к участию с ним в жертвоприношении. Но мученик ответил, что никогда не поклонится слепым и глухим истуканам. Взял он затем кусок своей плоти, оторванный в этот день и державшийся на куске кожи, и бросил в лицо императору. Юлиан вышел в великом негодовании: а начальник Фрументий, страшась государева гнева, измыслил отмщение оскорблению, за которое он чувствовал собственную ответственность. Он собрал собственное судилище и объявил, что наказание св. Василия удваивается. Так глубоки были разрезы в плоти его, что стали видны внутренности, и видевшие плакали от сочувствия. Мученик же все время громко молился и вечером был отнесен обратно в темницу. На следующее утро император отбыл в Антиохию и не призвал Фрументия. Военачальник стремился избавить себя от немилости или хотя бы уменьшить возможное наказание, с большей яростью нападая на слугу Христова. Но на его громогласные угрозы св. Василий отвечал: “Ты знаешь, сколь много плоти отторг от тела моего. И посмотри на плечи и бока мои: увидь, есть ли на них раны? Узнай же, что Иисус Христос этой ночью исцелил меня. Пошли с этой вестью к Юлиану, чтобы узнал он силу Бога, Которого забыл. Он опрокинул алтари Его, он, который сам был сокровен под ними, когда искали его от Констанция, чтобы предать смерти. Но Бог открыл мне, что тиранство его скоро истребится вместе с его жизнью”. Фрументий не мог долее выносить его гнев и приказал положить святого на живот, а спину его пронзить раскаленными докрасна остриями. Св. Василий при этих мучениях отошел ко Господу 29 июня 362 г.».
Был еще другой мученик Василий из Анкиры, пострадавший при Юлиане: мирянин, после пыток убитый на арене львицей; но его память совершается в другой день.
Святая Лея Римская
Единственное, но драгоценное свидетельство о св. Лее можно найти в одном из писем бл. Иеронима к его духовной дочери, римлянке св. Марцелле. По кончине супруга, богатая и благочестивая римская вдова Лея (Леа, “львица”) удалилась в римский монастырь и, в конце концов, стала его главою. Так как его собеседница хорошо знала обстоятельства жизни св. Леи, бл. Иероним в своем письме опускает все описательные подробности. Вместо этого он сосредотачивает свое внимание на участи св. Леи, сравнивая ее с недавно умершим консулом.
«Кто восхвалит блаженную Лею так, как она того заслуживает? Она отказалась от раскрашивания своего лица и украшения главы сияющими перлами. Она поменяла свои богатые уборы на мешковину и отреклась от управления другими ради повиновения всем. Она сокрылась в уголке, почти без утвари, она проводила ночи в молитве и своим примером научала своих сестер более, нежели возражениями и речами. И она устремляла взор свой к восшествию своему на небеса, чтобы принять свое воздаяние ради добродетелей, в которых она подвизалась на земле. Впредь ей дано насладиться совершенным счастием. С лона Авраамова, где пребывает она с Лазарем, видит она нашего консула, который некогда был облечен в пурпур, а теперь одет в одежду стыда, тщетно умоляя подать ему каплю воды утолить жажду. … он выброшен во тьму внешнюю, тогда как Лея, которая желала быть принимаемой за неразумную на земле, принята в доме Отца, на брачном пире Агнца.
Итак, я со слезами умоляю тебя уклониться от искания благ этого мира и отвергнуть все плотское. Невозможно следовать одновременно миру и Христу. Да живем мы жизнью отречения…»