Святой Турибий, архиепископ Лимский

 

Дон Торибио Альфонсо де Могровехо родился 16 ноября 1538 г. в Майорга де Кампос, в испанской провинции Вальядолид.

Он был дворянином, и крестили его во имя другого испанского святого, св. Турибия Асторгского. Его дядя был профессором университета в Саламанке; туда же отправился и юный Торибио в желании изучать светское и церковное право. Позже св. Турибий учился в Коимбрском университете, в Португалии, а затем вернулся в Саламанку преподавателем. Став доктором и профессором юриспруденции, он прославился ученостью, благородным нравом и умением мудро связать теорию права с практикой.

Король Филипп II сперва назначил профессора де Могровехо Великим инквизитором Испании, но затем нашел ему лучшее применение на поприще церковного обустройства заморских колоний. Папа Григорий XIII одобрил предложение короля, и в марте 1579 г., еще будучи мирянином, св. Турибий был назначен на Лимскую архиепископскую кафедру. Со специального дозволения Папы св. Турибий был спешно рукоположен во священники, а затем в епископы, и послан в Перу. С ним в путь отправились его сестра Гриманеса и ее муж, получивший по этому случаю назначение на должность лимского алькальда.

Весной 1581 г. св. Турибий высадился в Паите, в 970 километрах от Лимы. Он начал свои миссионерские труды пройдя до столицы пешком, уча и крестя по пути индейцев. Излюбленной темой проповедей святого было время: “оно нам не принадлежит, и мы должны будем дать строгий отчет в нем”.

В мае св. Турибий вступил в права архиепископа в Лиме. Архидиоцез вдовствовал уже шесть лет; злоупотребления и вмешательство светских властей в церковные дела стали нормой. Святому предстояло исправить положение, восстановив по возможности не только законность, но и справедливость. Слова “Во Христе правда, а не в обычае” стали формулой его реформ. В ответ на нападки и клевету недовольных конкистадоров св. Турибий заметил, что угождать надо не всем, а именно Христу. При этом практические возможности архиепископа были весьма ограничены, но св. Турибий сумел воспользоваться ими в полной мере, не щадя себя и не теряя времени. Он говорил: “Наше великое сокровище – настоящий момент”. Однажды конфликт двух знатных жителей Лимы завершился скандалом, судом и смертным приговором одному из них. Для св. Турибия были дороги оба, но формально архиепископ никак не мог спасти осужденного. Тогда он просто бросился в ноги тому, кто выиграл суд, и умолил его подать ходатайство о помиловании врага, а затем всячески содействовал тому, чтобы ходатайство было удовлетворено. Враги примирились. Лима, расколотая было надвое, ликовала и вместе с тем недоумевала: как объяснить смиренное поведение этого гордеца? — ведь в глазах очень многих независимость и твердость св. Турибия объяснялись ничем иным, как только непомерной дворянской гордостью.

Три раза пересек св. Турибий свой диоцез (450 000 квадратных километров), в основном пешком, почти всегда без охраны и часто один. Бури, тропическая жара, дикие звери, болезни, враждебность некоторых племен, тоска одиночества: все это он претерпевал в путешествиях, позволивших ему преподать крещение и миропомазание почти полумиллиону душ, среди которых были святые Роза Лимская, Мартин де Поррес, св. Франциск Солано и св. Иоанн Масиас. Святой епископ строил дороги, школы и часовни, госпитали и монастыри. Хотя св. Турибий и провел за пределами Лимы две трети времени, проведенного в Перу, странствия не отвратили его заботы от столицы митрополии: именно он возобновил строительство великолепного кафедрального собора св. Иоанна Евангелиста, ранее заброшенное по причине сложности и дороговизны, и в 1604 г. завершил первую очередь строительства. Еще ранее, в 1591 г., св. Турибий основал в Лиме первую в западном полушарии семинарию.

Предметом особой заботы святого был клир, привыкший к разобщенности и подчинению светской знати. Архиепископ созвал тринадцать епархиальных синодов и три провинциальных собора.
Св. Турибий более всех защищал права индейцев перед их испанскими хозяевами, чем заслужил серьезное противостояние с губернаторами Перу. Он выучил наречия местных жителей, мог общаться — и обращать. Он добился того, чтобы индейские языки изучались и преподавались. Заботился он и о чернокожих рабах, для которых составил особый катехизис.

Перед глазами св. Турибия неизменно был идеал социальной и культурной гармонии: такой ему вспоминалась жизнь Саламанкского университета.

За годы до своей кончины святой предсказал день и час ее. В Пакасмайо св. Турибий подхватил лихорадку, но продолжал трудиться до конца. Он прибыл в Санью уже умирающим. Едва добравшись до церкви, он успел причаститься и отошел вскоре после того ко Господу 23 марта 1606 г.

Св. Турибий был канонизирован Папой Бенедиктом XIII в 1726 г. Мощи св. Турибия были перенесены из Саньи в Лиму еще в XVII веке, по случаю беатификации Папой Иннокентием ХI, и ныне покоятся в часовне кафедрального собора.

Оставьте комментарий