Святой Иоанн Лествичник и святой Леонард

 

Святой Иоанн Лествичник

Вот и последний в этом месяце святой Отец неразделенной Церкви, почитаемый и читаемый на востоке, как и на западе. О нем есть где узнать, а вот прочитать всю “Лествицу” в ее архаичном русском переводе — труд не легкий для современного человека. Отсюда и мнение, как и о других древних Учителях — что они темны и не особо необходимы нам нынешним. Любой выбор цитат из великого — личен. И потому — труден. Кавычки открываются:

…Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2, 11).

…Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: “как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?” Я отвечал им: “все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, будьте довольны женами вашими. Если так будете поступать, то не далеко будете от царствия небесного”.

 

…Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты.
Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: “оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным: Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс. 101, 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена.

Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудр у Бога, умилостивив Бога чистосердечным обращением.

Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: “перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?” Ты сделаешь таким образом два добра, и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, т.е. чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: Не судите, и не будете судимы (Лк. 6, 37).

Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.
Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что каким судом судите, таким будете судимы (Матф. 7, 2); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.
Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстью недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил, и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния, и не нашел в нем и следа злословия и осуждения.

Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти.
Видал я таких людей, которые тайно и скрытно соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считая себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки.

Судить значить бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу.
Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются.

Степень десятая. Кто взошел на нее, тот бывает делателем любви, или плача.

…Лукавство есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностью, клятвы, повинные муке, двусмысленные слова, скрытность сердца, бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление плача, вражда против исповеди, упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падения, коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение; словом оно есть бесовское житие.

…Борись, и старайся посмеваться своей мудрости. Делая так, обрящешь спасение и правость о Христе Иисусе, Господе нашем.

…Если гордость некоторых из Ангелов превратила в бесов, то без сомнения смирение может и из бесов сделать Ангелов.

…Вера — крыло молитвы; не имея сего крыла, молитва моя опять в недро мое возвратится. Вера есть несокрушимая крепость души, никакими благословными беспокойствами неколеблемая. Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от него все, что просит. Вера получает и то, чего не смеет надеяться, как показал сие пример благоразумного разбойника на кресте. Матерь веры есть труд и правое сердце; ибо последнее делает ее несомненною, а первый созидает ее…

…Будь мужествен во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению, ибо это есть природная способность; так и благолепие молитвы нельзя познать от одного учения. Ибо она в самой себе имеет учителя — Бога, учащего человека разуму, дающего молитву молящемуся и благословляющего лета праведных (Пс. 93, 10. 1 Цар. 2, 9).

…Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого.
Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня.
Кто говорит, что любит Господа, а на брата своего гневается, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.
Сила любви в надежде; ибо надеждою ожидаем воздаяния любви.
Надежда есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища.
Надежда есть упокоение в трудах, она — дверь любви; она убивает отчаяние, она — залог будущих благ.
Любовь есть подательница пророчества; любовь — виновница чудотворений; любовь — бездна осияния; любовь — источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего.

Возвести нам, о Ты, прекраснейшая из добродетелей, где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень (Песн. Песн. 1, 6)? Просвети нас, напои нас, наставь нас, руководи нас: ибо мы жаждем придти к Тебе. Ты владычествуешь над всеми. Ты уязвила душу мою, и не может стерпеть сердце мое пламени Твоего. Итак, воспев Тебя, иду. Ты владычествуешь над яростью моря, когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих (Пс. 89, 10.11), делаешь любителей Твоих непобедимыми от всякой брани.

VI-VII вв. от Р.Х.

 

Святой Леонард Туринский

Леонардо Муриальдо родился осенью 1828 г. в столице Сардинского королевства — Турине; он был младшим из шести детей в состоятельной благочестивой семье и рос настоящим туринцем: обстоятельным и рассудительным. После смерти отца воспитание детей оказалось очень хлопотным, и восьми лет от роду Надино (так его звали в семье) был послан жить и учиться в Савону, в коллегию пиаристов. Это был непростой опыт. Надино не только жил в молитвенной атмосфере религиозной общины, но и выучился непримиримо протестовать, по крайней мере — внутренне. Вернувшись в Турин, он поступил в Королевский Туринский университет, получил диплом богослова и в 1851 г. был рукоположен. В том же году скончалась мать св. Леонарда; теперь его семьей стали те, кто нуждался в духовной и социальной поддержке, прежде всего молодые.

Св. Леонард сблизился с салезианцами, со св. Иоанном Боско. Не вступая в салезианскую конгрегацию, он деятельно сотрудничал с ними на благо тех, кто был особенно уязвим в социальном плане: молодёжи окраин, юных рабочих, беспризорников и заключенных.
В 1866 г., после двух лет обучения фундаментальному богословию и апологетике  в семинарии Сен-Сюльпис в Париже и поездки в Лондон, св. Леонард стал ректором  туринской коллегии «Артиджанелли» — ремесленного училища для бедных и брошенных детей. Коллегия постоянно испытывала трудности со средствами и стала для св. Леонарда предметом хлопот до конца его жизни. Вместе с единомышленниками он основал в 1873 г. благотворительное общество во имя св. Иосифа, святого-труженика, вскоре ставшее конгрегацией и более известное ныне как «Джузеппини дель Муриальдо». Целью были обучение и поддержка бедных и брошенных детей и юношей. Кроме того, св. Леонард учредил немало ремесленных и сельских общин и разнообразных благотворительных заведений. «Если ты беден или одинок – ты наш», говорил св. Леонард. До нас дошло немало подобных высказываний отца Муриальдо, коротких афоризмов , запечатлевших его воззрения и привычки: «Делайте хорошее хорошо», «делайте обычное на необычный лад», «делайте и молчите»…  А также:  «Мирянин в наши дни, каково бы ни было его положение в обществе, может быть не меньшим апостолом, нежели священник, а при определенных условиях и большим».

Св. Леонард горячо поддерживал католическое рабочее движение. Им была основана газета «Голос рабочего», ставшая рупором церковной борьбы за справедливые условия труда. Многих удивлял пафос отца Муриальдо: его упрекали в социализме и высмеивали его утопические планы — такие, как ограничение рабочего дня восемью часами. Работа с бедными и “трудными” подростками многим казалась потерей времени. «Открыть ораторий – закрыть тюрьму», отвечал на это святой.
В 1900 г. св. Леонард заболел воспалением лёгких и умер — незадолго до того, как первые общины «Джузеппини» появились за пределами Европы, и как решенным делом стало основание женской ветви конгрегации. Отца Муриальдо погребли на городском кладбище, затем перенесли тело в приходской храм св. Варвары. Беатификация отца Муриальдо состоялась в 1963 г., канонизация — в 1970, и теперь его мощи покоятся в святилище Богородицы Спасения.

Оставьте комментарий