Ваши Преподобия!
Дорогие братья и сёстры!
В эту ночь мы погружаемся в глубину высшей тайны Спасения. С самого начала литургия Пасхального дня начинается словами: «Я воскрес, я всё ещё с Тобою; Ты полагаешь на мне руку Твою». Это – первое слово, обращённое Сыном к Отцу после Воскресения, после возвращения из ночи смерти в мир живущих. В ту ночь Его поддерживала рука Отца. Поэтому Он мог восстать, воскреснуть!
Святой Марк описывает, как ученики обсуждали между собой, что бы это значило «восстать из мёртвых» (ср. Мк. 9, 10). И мы – можем ли мы осознать Воскресение? Мы в состоянии почувствовать, что означает Рождество Божественного Младенца. Мы можем Его любить, представить себе ту ночь в Вифлееме, радость Марии и Иосифа, ликование ангелов. Но Воскресение не составляет часть человеческого опыта, и поэтому это послание часто оказывается за пределами нашего понимания. Церковь помогает нам войти в эти Тайны, используя язык символов. Во время Пасхального Навечерия мы задумываемся прежде всего над символами света, воды и новой песни – Аллилуйя.
Итак, свет. Сотворение мира, рассказ о котором мы только что прослушали, начинается со слов: «Да будет свет!» (Быт. 1, 3). Там, где есть свет, зарождается жизнь, хаос становится космосом. В библейском послании свет – это образ Бога: Он есть Сияние, Истина, Жизнь, Свет. Обратите внимание: во время Пасхального Навечерия повествование о творении читается как пророчество. И в событии Воскресения мы как раз видим исполнение того, что Бог обещает в начале всех вещей: «Да будет свет!» — Воскресение Христа есть извержение света. Смерть побеждена. Могильная плита отброшена. Воскресший – Сам являет Собой Свет, Свет миру. Событие Воскресения вводит День Господень в ночь человеческой истории. Христос есть свет не в физическом смысле. Он – Слово Божье, в котором так нуждается человек, Сам Бог, совершающий новое творение. И мы, живя в Нём и с Ним, живём в свете Воскресения.
Во время Пасхального Навечерия Свет Христов символизируется Пасхальной свечой. Сияние и тепло, сияние и преобразующая сила огня – это истина и любовь, идущие рука об руку. Пасхальная свеча горит и, значит, истаивает – Крест и Воскресение неразделимы! Именно из Креста, из самопожертвования Сына, рождается свет, грядущий в мир.
Второй символ Пасхального Навечерия – этой ночи Крещения — это вода. Она, с одной стороны, представляет собой стихию, опасную для жизни, своего рода элемент смерти, и поэтому – символически представляет Крест Христов. На Кресте Христос сошёл в хляби морские, вошёл в море смерти, как Израиль в Красное море. И поэтому в Таинстве Крещения мы, вслед за Христом, входим в море смерти, а затем воскресаем как новое творение.
Другая сторона образа воды передаёт её смысл как источника жизни. Это данное самаританке обещание неиссякаемого источника новой жизни. Это также напоминание о том, как вода изошла из Сердца Иисуса, пронзённого копьём. Ранняя Церковь видела в этой воде, истёкшей из Сердца Спасителя,- символ и Крещения, и Евхаристии. Но одновременно это и символ нашего христианского образа жизни. Вспомним, что говорится в Евангелии от Иоанна: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37).
Последний великий символ, который мы переживаем сегодня, совсем другого свойства. Он, скорей, говорит о человеческом, а не о Божьем. Я говорю о пении новой песни – аллелуйа. Испытывая радость, человек не в силах держать её при себе – он желает радостью поделиться. А если человеческое сердце затронуто радостью света, смыслом истины Воскресения, никакие человеческие слова не смогут передать адекватно такое состояние. И человек – поёт! Впервые в истории Спасения о пении упоминается, казалось бы в самых неподходящих обстоятельствах – во время бегства Израиля из Египта, во время перехода через Красное море. Песнь Моисея и Песнь Агнца Божьего сводят Ветхий и Новый Завет воедино. Это торжество исполнения обетования. Когда, строго говоря, Народ Божий должен утонуть в водах смерти истории, он поёт славу Воскресения. Таким образом Церковь берёт протянутую руку Воскресшего. Она знает, что эта Рука вырывает её из силы притяжения смерти и зла и делает частью силы притяжения Бога, Его Истины и Любви!
В этом ликовании Пасхи мы вновь обретаем свободу. Соединённые с Его Любовью, мы спускаемся вместе с Ним во мрак мира, зная, что именно так с Ним воскреснем. Помолимся же о том, чтобы свечи, зажжённые в храме, горели в наших сердцах, чтобы мы могли освещать светом любви и истины Христовой сердца наших братьев и сестёр. Помолимся же в эту ночь: Господи, покажи и сегодня, что любовь сильнее ненависти. Что она сильнее смерти. Сойди в ночь тех, кто страдает, кто беден и унижен, и возьми за руку тех, кто Тебя ждёт. Выведи их к свету! Будь также со мной, когда меня одолевают сомнения и грусть. Помоги мне, помоги нам – сойти во мрак тех, кто из глубины взывает к Тебе! Помоги нам сказать «да!» той любви, которая заставляет так спускаться и так подниматься – вместе с Тобой!
И в завершении я хотел бы прочесть несколько строк петербуржца, современника Пушкина, замечательного поэта Кюхельбекера:
«Христос воскрес. Спаситель мой
Воистину воскрес!
Ликуй душа – Он пред тобой
Раскрыл врата небес!
Чистейшей Кровию Своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти тёмных сил.
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес.
Христос воскрес,
Спаситель твой
Воистину воскрес!»
архиепископ Иван Юркович,
Апостольский Нунций в Российской Федерации