— Господин Робен, а чем скауты отличаются от пионеров?
— На это вопрос с одной стороны легко ответить, а с другой – довольно трудно. Конечно, во Франции пионеров никогда не было и я не знаю точно, как они работали. Но из того, что я слышал, и из тех впечатлений, которые у меня сложились после посещения брошенных пионерских лагерей, я понял, что пионеры – это просто карикатура настоящих скаутов.
Скауты появились в начале XX века, когда лорд Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал скаутское движение. В прошлом веке практически все тоталитарные режимы развивали свои движения для молодых людей. В СССР это были пионеры, в Германии – гитлерюгенд и так далее. По-моему самое существенное отличие состоит в том, что скауты стремятся развивать молодых людей, исходя из понимания христианской свободы, а не ради какой либо идеологии. В этом самое большое отличие.
У меня есть друзья, например, латышский священник, которые были пионерами. И он мне объяснил, что все выглядело как у скаутов, но как бы наоборот. Все было предрешено, у детей не было никакой инициативы. Но еще раз подчеркну, что я этого никогда не испытывал. Мне трудно это объяснить, но просто большевики поняли, что у скаутов есть черты удобные для их идеологии. Они все перестроили, чтобы это было для них удобно. Но скауты – это не христианские пионеры.
— В чем отличие католических скаутов от всего остального скаутского движения?
— Как вы знаете, изначально скауты возникли в протестантском мире. Лорд Баден-Пауэлл написал книгу «Скаутинг для мальчиков» в 1908 году. Во время Первой Мировой войны французский иезуит отец Жан Севан, преподаватель английского языка в одной из иезуитских гимназий в Бельгии, нашел эту книгу и перевел на французский язык. Будучи хорошим педагогом, он увидел в ней отличную методику для воспитания молодежи. Он лично познакомился с лордом Баден-Пауэллом и улучшил его методику так, что даже сам лорд это отметил. Он сказал, что Жан Севан – его лучший ученик, что он пошел еще дальше чем он сам.
Сам лорд Баден-Пауэлл говорил о том, что скаутинг – это религиозное движение. Без Бога оно не может существовать. Отец Севан, как отличный педагог, развивал скаутинг во всех направлениях и даже пошел дальше. У нас в принципе, как во всех традиционных скаутских организациях, есть пять источников: духовная жизнь, здоровье, формирование характера человека, служба другим, последнее – это смысл конкретных вещей, как применять все эти знания в жизни. Сам Баден-Пауэлл определил эти источники, но о. Севан и его последователи развивали эти идеи, опираясь на учение Католической Церкви.
Все это происходило заграницей, потому что в России жизнь скаутизма была очень коротка в силу исторических причин. Впрочем, русские скауты эмигранты развивали эти принципы за рубежом.
— В России, даже в Петербурге, уже не раз предпринимались попытки основать скаутские отряды при католических приходах. Но, они оказались неудачными. На Ваш взгляд почему?
— Не могу Вам сказать, потому что я не знал об этих попытках. Я сам член движения, которое называется Международный союз европейских скаутов. Это – международная католическая ассоциация, которая признана Святым Престолом и получила статус, согласно Каноническому Праву, международного союза мирян. В Европе мы объединяем примерно 60 тысяч человек, особенно во Франции и в Италии, и еще в 15 других европейских странах, и в Канаде тоже. Мы сохранили традиционные методы скаутизма. Методы, которые идут от лорда Баден-Пауэлла и отца Севана. Наш опыт показывает, что они хорошо действуют. Отвечая на ваш вопрос, отмечу, что не знаю, что случилось, но если тщательно использовать наши методы, то они работают и дают результаты.
— Вы намерены организовать в Петербурге католическую скаутскую организацию?
— Меня пригласил Ваш настоятель, которого я случайно встретил в январе. Я рассказал ему, что у нас уже давно налажены отношения с одним православным приходом, где есть ассоциация русских скаутов, очень активно работающих в Петербурге. Он сказал, что это может быть интересно и для местных католиков, и может помочь детям, которые состоят в этом приходе.
— С какого возраста принимают в скауты?
— У нас есть волчата, с 8 до 12 лет. Потом скауты или разведчицы для девочек, с 12 до 17 лет. И странники старше семнадцати лет.
— Кто будет заниматься обучением католических вожатых?
— У нас очень активное сотрудничество с местными православными скаутами. Мы регулярно организуем курсы для руководителей. Например, в августе тоже будет подобный курс. Если среди местных католиков найдутся желающие, мы их пригласим присоединиться к нам. Но обязательно будут раздельное душепопечительство, потому что у нас в Международном союзе есть, не смотря на католическое большинство, и протестанты, и даже православные. У нас хорошее сотрудничество, но каждый имеет возможность получить религиозное образование согласно своей традиции.
— Какие положительные аспекты в формировании личности ребенка можем увидеть, если он станет скаутом?
— Хотелось бы ответить: «придите и увидите». Скаутинг является хорошей методикой для формирования детей в христианской системе ценностей. Это – не обучение катехизису, это – наука жить по-христиански с другими детьми. Это стоит попробовать!
В Европе многие родители на своем опыте знают, что такое скаутинг. Нередко случается, что после того, как ребенок два-три раза сходит на скаутские встречи, родители удивляются положительным изменениям, происходящим в нем. Дети становятся веселыми, открытыми на общение друг с другом.
Для родителей христиан вопрос прост: чего они хотят для своих детей? Как они хотят их воспитывать, чтобы они стали истинными христианами, католиками или православными. Я бы не сказал, что есть только одна наша методика, скаутинг применим для всех христиан. Есть много других хороших движений, но я знаю, что скаутинг помогает. Интересно, что во Франции половина, если не больше, призваний к священству и монашеству выходят из нашего традиционного скаутского движения. Впрочем, создается и множество хороших семей.
— Большое Вам спасибо!