Этот отрывок Евангелия рассказывает о встрече учеников Христа с воскресшим Спасителем. Реакция учеников удивительна. Они только что слышали свидетельство своих товарищей, шедших в Эммаус, которые рассказали, как они узнали воскресшего Христа в преломлении хлеба. Только что все они исповедали свою веру, говоря: «Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк 24, 34). И вот после этого сам Христос стал посреди них, но ученики, только что исповедовавшие свою веру, как говорит евангелист, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». Тогда Христос призывает их посмотреть на Его раны, дотронуться до Него, чтобы они больше не думали, что перед ними призрак. Но и этого не было достаточно. Как говорит евангелист, «они от радости еще не верили и дивились». Итак, ученики переходят от веры к страху и от страха к сомнениям. Нужно было время, чтобы вера укоренилась в них, хотя они были свидетелями чудес, совершаемых Христом, силы Его учения, хотя прикасались к Нему по воскресении Его из мертвых.
И мы, братья и сестры, похожи на этих учеников. Как эти ученики, мы исповедуем, что Христос воистину воскрес. И тем не менее наша вера колеблется, сталкиваясь с трудностями или чем-то, непонятным для нас. Да, верой невозможно обладать как собственностью – навсегда, ее надо получать каждый день как дар. Каждый день она должна обновляться, ибо сам Бог всегда новый. Ученики не узнали Христа, потому что Он явился им совсем другим, чем они Его знали. У них были свои представления о Христе, свой образ Учителя. И когда они говорили о Нем, они опирались на этот свой опыт. У нас также у каждого свой опыт общения с Богом, свое представление о Нем и даже свой особый язык, чтобы говорить о Нем. И если Бог неожиданно появляется в нашей жизни, мы иногда не узнаем Его, потому что Он не похож на того Бога, к которому мы привыкли. Или когда мы говорим о Христе, как эти ученики, наши слова могут быть неубедительными для наших собеседников, потому что Бог является каждому по-другому.
Как же нам научиться узнавать Христа? На что наша вера может опираться? Очень интересно, что в этом маленьком отрывке Евангелия находятся три основных вида, под которыми является Христос. В первом предложении мы слышали, что ученики рассказывают, как они узнали Христа в преломлении хлеба. И мы также встречаемся со Христом прежде всего в Евхаристии. В конце отрывка говорится, что Христос отверз ученикам ум к уразумению Писаний. И мы можем быть уверены, что, читая Священное Писание, мы встречаемся со Христом, который обращается к каждому из нас.
Кроме Евхаристии и Священного Писания есть и третий способ встретиться со Христом. Давайте посмотрим, что делает Христос, чтобы ученики узнали Его? Он показывает им свои раны: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои». Эти слова обращены и к нам сегодня. Пронзенные руки и ноги Христа, Его раны мы можем найти в наших страдающих братьях и сестрах и узнать Его в них. Далее Христос говорит: «Есть ли у вас здесь какая пища?». Мы узнаём Христа в людях, нуждающихся в помощи, бедных, голодных. Второе чтение, которое мы только что слышали, связывает познание Христа с заповедью любви: «Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2, 4). Наша вера должна быть живой, как сам Бог живой. Она не может оставаться неизменной, опираться только на определенный опыт, выражаться только такими, а не иными словами. Наша вера должна искать Христа, особенно там, где мы обычно не ожидаем Его встретить. Наша вера должна узнавать Христа, который появляется в нашей жизни в разных обликах, под разными видами: не только под видами хлеба и вина, но и под видом каждого страдающего человека, под видом милосердной любви, которую мы встречаем в людях. Известен эпизод из жизни Блеза Паскаля, выдающегося математика и философа. Паскаль перед смертью из-за болезни не мог причащаться, и тогда он попросил, чтобы к нему пригласили бедного человека. Он был убежден, что таким образом он реально встретиться со Христом, с которым не мог соединиться в Святом Причастии.
Пусть воскресший Христос научит нас узнавать Его в Его ранах, а значит, в наших собственных ранах и везде, где человек страдает и нуждается. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР